Права потребителей

Публичные юридические лица

В административном праве субъектами являются публичные и частные лица. В сферу частных лиц относятся физические граждане  и юридические, то есть частные организации, компании, фирмы, разные корпорации и так далее. Публичными лицами могут стать только лица юридические: государство, которое представляется, в основном, его главными органами; местные сообщества  или территориальные коллективы, а также публичные учреждения.

Государство имеет все признаки юридического лица, в котором есть имущество - государственная собственность, имеется штат служащих.  Государством заключаются договоры, оно берет на себя обязанности, выступая в суде в виде заинтересованной стороны. В отношении государства может быть судом вынесено решение о восстановлении ущерба и оплаты судебных издержек. Государство, как в столице, так и по местам, представляют их назначенные лица. В столице - это президент, его премьер-министр, а также министры. Президент и премьер-министр управляют административным корпусом государства. Они издают нормативные документы с целью исполнения законов и осуществления всех полномочий в сфере правообразования; назначают высшие должностные лица государства, то есть судей, министров, послов, префектов, директоров министерств и различных государственных компаний, ректоров и прочее. Также они контролируют деятельность всех министерств и ведомств и, если есть необходимость, то  решают между ними разногласия.

Премьер-министр и министры составляют одно целое правительство - Совет министров. Конституция не разделяет ясно полномочия президента и его премьер-министра. Из-за этого часто происходит неразбериха. Количество министров и их полномочия не установлены ни Конституцией, ни какими-то законами, а определяет это премьер-министр.

Министры пользуются высшей властью администрации в назначенных им сферах. Их решения могут отменить только административные суды, а не президент или премьер-министр. Так в 1965 г. решил Государственный совет, когда рассматривал дело торговой компании Туниса. В экстренных ситуациях премьер-министр может добиваться отставки министра, заручившись поддержкой президента, а новый министр может заменить решения своего предшествующего министра.

Помощь министру в организации может оказывать его кабинет, который включает не больше 10 человек. Любой министр сам разрабатывает внутреннюю структуру подведомственного ему министерства. Крупные отделения министерств возглавляют чаще всего генеральные директора. Подчиняются генеральному директору простые директора, их заместители, руководители разных отделов и служб, начальники бюро и прочие.

Главный аппарат министерства, в основном, не занимается повседневной оперативной деятельностью. Этим занимаются местные службы министерства. Главная роль центрального руководства - оказать помощь министру в определении политики министерства и в контроле за внедрение этой политики в жизнь.

Представители государства в регионах и департаментах - это префекты. Они сообщают правительству о состоянии руководства на местах, руководят полицией и другими службами по местам: по облагораживанию территории, сельского хозяйства, социальными и санитарными служба, численность которых составляет приблизительно 10 % от всего персонала местных государственных служб, которые подчиняются столичным министерствам. Но, к сожалению, до сих пор множество важных служб по различным причинам ему не подчиняются. Это, в частности,  касается местных служб государства в сфере финансов, труда, образования, юстиции и армии. В согласии с политикой децентрализации права префектов по руководству местными сферами должна расшириться.

Префекты имеют право издавать индивидуальные и нормативные акты. Они должны контролировать деятельность местных комитетов. Роли управления за границами столицы тоже производят местные службы разных министерств. Скорее всего, они действуют на уровне департаментов, возглавляются директорами департаментов и называются службами департамента. Эти службы подчинены министерствам. Например, решения руководителя службы министерство может отменить. Местные службы из столицы получают указания в виде циркуляров; затем их деятельность проверяется генеральными инспекторами из министерств.

Местные службы министерств и префекты – это главные орудия политики территориальной государственной власти. Местные сообщества могут быть двух видов: обычные, состоящие из множества общин, регионов и департаментов и особые. В согласии с законом все эти сферы – это юридические публичные лица. Их статус устанавливает закон, а не административные акты, состоящие из закона. Впрочем, определяются только главные принципы статуса, а детали развивает исполнительная власть. Руководящие органы по местам выбирает население. Раньше они четко контролировались столицей через префектов. Теперь этот надзор стал не таким строгим и производится путем опротестования актов в судах администрации. Финансовый контроль производится только через региональные отделения счетной национальной палаты.

Чаще всего местные сообщества – это сферы и департаменты, которые  предусмотрены Конституцией. Их новая категория из регионов создана Законом в 1972 г.

Наиболее многочисленные общества - это простые общины. Их насчитывается приблизительно 36,7 тыс., различных по численности населения. Они составляют от 100 человек в небольшом сельском обществе до 1 млн. в городском обществе. Общины произошли задолго до революции как продолжатели церковных приходов. Они намного ближе находятся к населению, меньше централизованы, более демократичны. Правовое влияние общин определяется общим законом, который был утвержден в 1984 г. К руководству общин принадлежат - очистные сооружения, водоснабжение, рынки, ярмарки, муниципальные библиотеки и музеи, скотобойни, похоронные бюро и кладбища, а также учебные заведения. В отдельных ситуациях они могут вмешаться в хозяйственную и другую деятельность частных лиц.

Руководит общиной муниципальный совет, который насчитывает от 9 до 69 человек, в зависимости от количества жителей и избирает его население сроком на 6 лет. Выборы в совет и его преждевременный роспуск декретом Совета министров производится под руководством административного суда. Ежегодно муниципальный совет определяет местный бюджет, принимая решения о займах, о количестве штатных служащих, выбирает мэра общины из текущего состава и следит за его деятельностью. Мэр и его личные заместители - это главная действующая  власть общины.

У общины есть свое собственное имущество: частные дороги - на праве общинной собственности, иногда даже крупные предприятия и другое имущество - на правах частной собственности. Даже маленькие сельские общины бывают богатыми, потому что они лично владеют лесами и получают в подарок значительную часть имущества. Часть доходов бюджета общины наполняется за счет общинных налогов.

Для внедрения общих проектов общины создаются различные объединения: специальные синдикаты. Они необходимы, например, для стремления к какой-то одной цели – электрификации. Также создают синдикаты для многих целей, городские округи и сообщества. Все это – и есть публичные юридические лица. В целях увеличения общин закон устанавливает разные финансовые льготы для их объединений.

Менее самостоятельны, чем общины, департаменты, потому что  они более четко проверяются столицей при помощи префектов. В них сосредоточена главная масса местных министерских служб. Вместе с тем, реформы 1982-1983 годов значительно упрочили самостоятельность департаментов:

 1) к ним перешла часть полномочий, которая осуществляется центром;

2) исполнительным органом департамента теперь является не назначенный правительством префект, а избранный председатель этого совета генеральным советом департамента.

До 1982 г. к деятельности департамента относились дорожные сети и социальная помощь. Потом департаменты получили большие полномочия в сфере транспорта, жилищного строительства, здравоохранения и в сфере образования. Они имеют право вмешиваться в хозяйственную работу частных лиц. Департаменты, как и общины, имеют полномочия заключать соглашения между собой для стремления к общим целям.

Высший орган управления департаментом – это генеральный совет, который избирается населением на 6 лет и обновляется наполовину через каждые 3 года. Совет устанавливает бюджет и заключает договоры с другими департаментами об образовании хозяйственных совместных и других объединений, определяя место вложениям, которые выделяет столица,  осуществляет опекунство над общинами, избирая председателя совета и следя за его деятельностью.

Начиная с 80-х годов, регионы имеют статус местных общин с правом самоуправления. У них есть свой собственный бюджет, и они сами выбирают себе персонал. Регионы стали крупными центрами местного управления в разных сферах, например, в планировании, благоустройстве территории, профессиональной подготовке, транспорте, культуре, научных исследованиях. Ими руководят региональные советы, которые избирает население. Председатель регионального совета теперь - вместо префекта исполнительная высшая власть в регионе.

Ежегодно создаются новые публичные компании. Публичные учреждения по своему существу являются специальными службами. В своих учредительских актах их часто называют учреждениями, которые  "наделены признаками гражданских лиц и финансовой автономии". Их часто бывает трудно отличить от частных организаций, выполняющих отдельные функции государственной службы, например, от местных сфер социального обеспечения или объединений лиц любых свободных профессий. Иногда сам закон точно указывает, что же на самом деле имеется в виду. Например, в законе 1971 г. объединения профсоюзных работников лесного хозяйства прямо называются - публичные учреждения. Когда нет такого четкого указания, тогда необходимо тщательно исследовать закон.

Руководящие члены правления публичных учреждений также бывают разными. Одними учреждениями руководят назначенные сверху директора, другими управляют административные советы и председатели, назначенные столицей или избираемые своими советами. Рядом с председателем совета иногда может быть должность генерального директора. Составы самих советов тоже могут быть разными. В некоторых ситуациях многих из них составляют представители государства, а в других случаях, например при  университетских советах, представители государства абсолютно отсутствуют.

Публичные учреждения в любой сфере находятся под контролем государства. Иногда этот контроль очень строгий, как это было, в случае, предусмотренном в 1971 г. в циркуляре министра национального образования, которое было адресовано директорам лицеев. Контроль может быть и менее серьезным, тогда учреждение пользуется большей автономией.

 

Контакты в Москве

Контакты в Зеленограде

СХЕМА проезда