Права потребителей

Права потребителей и их защита

Часто, покупая ту или иную вещь, покупатель не обращает внимание на ее качество, полагаясь при этом на совесть продавца. Но что надо будет предпринять, если товар окажется некачественным, а менять его откажутся?

Результаты проведенного опроса показали, что жители Зеленограда довольно часто страдают из-за некачественного товара, а с его возвратом постоянно происходят проблемы. При этом потребители предъявляют свои претензии, только если стоимость товара для них значима или в случае, когда бракованный товар причинил вред здоровью. Иногда отстаивать свои права мешает лень, равнодушие, нежелание тратить на это свое время. Наверное, один человек из тысячи захочет потратить свое время для того, чтобы сделать запись в книге жалоб, при том, что каждая из них является основанием для проверки работы предприятия контролирующими органами, что в конечном итоге способствует повешению уровня обслуживания.

В соответствии с данными опроса, чаще всего потребители Зеленограда сталкиваются с недоброкачественными продуктами питания – об этом говорит около 60% опрошенных граждан. Второе место в опросе занимают жилищно-коммунальные услуги, отмеченные каждым вторым. Третье место приходится на непродовольственные товары, лидирующие по количеству обращений в Союз защиты потребителей. Как правило, это бытовая техника, обувь, мобильные средства связи. На четвертом месте находятся проблемы обсчета и обвеса, что ярко демонстрирует дефицит конкуренции

Также опрос показал, что большая часть людей, проживающих в Зеленограде, не знает, как можно защитить свои права, которые гарантированы законодательно.

В соответствии с положениями закона «О защите прав потребителей» в случае обнаружения брака, если он не был оговорен продавцом заранее, потребитель, на свое усмотрение, имеет право:

- на замену на товар этой же модели (марки или артикула);

- на замену на такой же товар, но другой модели с перерасчетом закупочной цены;

- потребовать соответственного уменьшения закупочной стоимости;

- потребовать немедленного бесплатного устранения недостатков товара или компенсации затрат на их устранение покупателем;

- на отказ от выполнения обязательств по договору купли-продажи и затребовать возврата уплаченных за товар денег.

Потребитель также вправе требовать полной компенсации убытков, ставших результатом продажи товара ненадлежащего качества, при этом продавец обязан взять обратно этот товар.

Для того, что бы восстановить свои нарушенные права следует:

1. Предоставить в письменном виде претензию на продавца. В ней необходимо изложить суть своих требований к тем недостаткам, которые содержит товар, и выбрать какое-либо из существующих правомочий по устранению этих недостатков.

2. К этой претензии желательно добавить копии чеков, квитанций, накладных, фото товара.

3. Лучше всего отнести претензию продавцу лично. При этом желательно, чтобы продавец поставил отметку о ее принятии. Также можно отправить претензию заказным письмом с уведомлением, но следует помнить, что в таком случае сроки общения с продавцом значительно растянутся.

4. Установить 10-дневный термин, во время которого продавец должен будет ликвидировать все указанные недостатки, и дать ответ на данную претензию в письменном виде.

Если у исполнителя, который принимает вашу претензию, есть какие-то сомнения в своей вине или вине производителя, то он может отправить товар на экспертизу. При этом он обязан дать информацию о месте и времени ее проведения. В случае если заключение эксперта будет не в вашу пользу, то исполнитель вправе потребовать от вас оплаты экспертизы. Но если вы полностью уверены в своей правоте, то ее выводы можно оспорить в суде.

Судебная защита прав потребителей помогает в борьбе с недобросовестными продавцами и производителями разнообразных товаров. В Зеленограде, как и по стране, существует множество обществ и организаций, деятельность которых направлена на защиту прав и интересов потребителей. При обращении в любую из этих организаций каждый имеет возможность получить консультацию, а также помощь по представлению интересов в суде. Специалисты этих организаций:

- соберут доказательную базу;

- приготовят все необходимые документы;

- помогут составить юридически грамотное заявление в суд;

- помимо нанесенного материального ущерба, рассчитают размер компенсации за моральный ущерб, штраф, пеню, и многое другое – в соответствии с определенной ситуацией;

- проконтролируют выполнение решения суда.

В случае если даже дело будет проиграно, потребителю не придется оплачивать пошлины и экспертизы. Однако в большинстве случаев потребители все-таки выигрывают судебные дела. И в этом случае, помимо отстаивания своих интересов, получают материальную выгоду.

Также для защиты своих прав необходимо запомнить несколько определенных правил:

1. При нарушении ваших прав в магазине, офисе услуг связи, кинотеатре и т.д. – потребуйте жалобную книгу. Обычно эта книга располагается на информационном стенде. Опишите в ней смысл происшествия и не забудьте указать о том, что просите в письменном виде сообщить о принятых мерах. Помните, что вам обязаны предоставить книгу жалоб, а также карандаш или ручку.

2. Если выдать книгу жалоб вам все-таки по каким-либо причинам отказываются, то можно смело звонить в милицию с заявлением о желании проинформировать органы правопорядка о правонарушении административного характера – отказе предоставить книгу жалоб, отзывов и предложений. Скорее всего, после этого книга будет предоставлена незамедлительно. Но, несмотря на это, вам следует отобразить в ней это происшествие. Много времени это не займет, а урок для организации будет хороший. Отныне книга жалоб будет всегда находиться на видном месте, что обычно стимулирует работников на более качественную работу.

3. Не следует бояться прослыть «скандалистом». Если мы перестанем отстаивать свои права, то кто тогда будет считаться с нами? Своими действиями вы повысите конкуренцию, а это, несомненно, будет способствовать улучшению качества товаров и предоставляемых услуг. Кроме того, не давая отпор этому злу, мы его приумножаем.

4. Когда вы приобретаете достаточно дорогой товар или услугу – обязательно следует внимательно ознакомиться с договором. Особое внимание необходимо уделить следующим моментам:

- совпадает ли юридический адрес продавца с тем, который находится на вывеске;

- какими являются точные сроки выполнения заказа;

- предполагается ли применение штрафных санкций за нарушение этого срока;

- есть ли возможность отказаться от договора;

- является ли достаточной информация, находящаяся в договоре и все ли в ней понятно.

5. Необходимо помнить, что в договоре может быть какое-то условие, которое будет противоречить закону. Например, договор может устанавливать, что в случае отказа от выполнения работы вы будете обязаны уплатить штраф или вам не возвратят аванс. Подписывая такой договор, вы будете лишены права отстоять свои права в судебном порядке. Поэтому прежде, чем подписывать любой договор, следует очень внимательно с ним ознакомиться.

Важно помнить также о том, что даже если у потребителя нет товарного или кассового чека или же другого документа, который удостоверяет факт и условия приобретения товара, то это не должно служить основанием для отказа в удовлетворении его требований. Про это право потребителя очень часто забывают, а чаще всего специально нарушают продавцы, а также производители товаров, вводя, таким образом, потребителей в заблуждение.