Бизнес Портал - ZelLawreg
Поиск по сайту

Истребитель рафаэль характеристики. Медленная смерть праматери всех тендеров

— ваш проводник мире масштабного моделирования!

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Дассо «Рафаль» (фр. Dassault Rafale, букв. «Шквал») - французский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный французской компанией «Dassault Aviation».

Совершил первый полёт 4 июля 1986 года. Принят на вооружение ВМС и ВВС Франции в 2004 и 2006 году соответственно.

В 2009 году Министерство обороны Франции заказало дополнительно 60 истребителей.

7 декабря 2011 года министр обороны Франции Жерар Лонге заявил, что производство «Рафаль» будет свернуто (после того как компания выполнит оплаченный заказ для ВВС Франции на 180 самолётов), если не появятся иностранные заказы на истребитель. Однако победа в январе 2012 года в индийском тендере MRCA на поставку 126 многоцелевых истребителей для ВВС Индии, допустила крупный экспортный заказ и возможно спасла самолёт от снятия с производства. Впоследствии министр обороны Индии заявил о существенных проблемах в переговорах о контракте на Рафали. Основной причиной возможного отказа от закупки самолётов является их цена, которая с 2012 года выросла более чем в два раза. Министерство обороны Индии рассматривает российские Су-30МКИ, как дешевую замену французским самолётам.

Согласно официальным данным, на август 2015 года, контракт на поставку в Индию 126 многоцелевых истребителей «Рафаль» полностью отменён.




Самолет выполнен по традиционной для истребителей фирмы Dassault Aviation аэродинамической схеме «бесхвостка» с дополнительным высокорасположенным передним горизонтальным оперением (т. н. канарды), среднерасположенным треугольным в плане крылом с корневыми наплывами и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа.

Переднее поворотное горизонтальное оперение расположено впереди крыла для увеличения маневренности самолета (максимальная эксплуатационная перегрузка - 9 g). Однокилевой. Силовая установка двухдвигательная. Может эксплуатироваться с ВПП длиной 400 м.

На истребителе установлена ОПС, РЛС RBE/RBE2 (с 2012 года) ФАР/АФАР, самолет оборудован системой предупреждения SPECTRA, она включает: предупреждение о лазерном облучении, о радиолокационном облучении, систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG (с 2012 года), состоящей из 2 пассивных ИК-датчиков на киле. Система DDM-NG позволяет получать сферическую картинку в ИК диапазоне.

Каналы воздухозаборников выполнены S-образно и экранируют лопатки компрессора, обеспечивая тем самым снижение ЭПР самолёта.

По состоянию на февраль 2012 года компания предлагает следующие версии самолёта: Rafale C, Rafale M и Rafale B.

Rafale A
Опытно-демонстрационный.
Rafale B
Двухместный, наземного базирования.
Rafale C
Одноместный, наземного базирования.
Rafale D
Первоначальное название Rafale C (переименован в 1990 году).
Rafale M
Одноместный, авианосного базирования.
Первый прототип одноместного многоцелевого палубного самолета Rafale М, созданного по проекту АСМ (Avion de Combat Marine), совершил первый полет 12 декабря 1991 года. Основное отличие этой модификации - увеличенная на 750 кг масса конструкции, усиленные стойки шасси Messier-Bugatti. Другие отличия включают - 13 узлов подвески вместо 14, и уменьшенная на 2000 кг максимальная взлетная масса (19500 кг). Rafale М модификации Standart F1 введен в строй в декабре 2000 года и достиг полной боевой готовности в 2004 году.

С середины 2006 года на вооружение авиации ВМФ Франции стали поступать самолеты модификации Standart F2. Они, как и машины ВВС Франции применялись в ходе операции Enduring Freedom в Афганистане.

Rafale N
Двухместный, авианосного базирования.
Rafale BM
Первоначальное название Rafale N.




Самолет France Rafale M: 80319: 1/48: Hobby Boss: Истребитель 4го поколения ВВС Франции

Технические характеристики
Экипаж: 1-2 человека
Длина: 15,30 м Размах крыла: 10,90 м
Высота: 5,30 м
Площадь крыла: 45,7 м²
Масса пустого: 10 000 кг
Нормальная взлетная масса: 14 710 кг
Максимальная взлётная масса: 24 500 кг
Масса полезной нагрузки: 9500 кг
Масса топлива во внутренних баках 4700 кг Масса топлива в ПТБ: 6700 кг
Двигатель: 2 × двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой SNECMA M88-2-Е4
сухая масса двигателя: 897 кг
максимальная тяга: 2×5100 кгс
тяга на форсаже: 2×7500 кгс
температура газов перед турбиной: +1577 °C (1850 K)
Лётные характеристики
Максимальная скорость на большой высоте: ~ 1900 км/ч (M=1,8)
Боевой радиус: 1800 км
Боевой радиус: 1093 км в варианте истребителя-перехватчика
Практический потолок: 15 240 м
Скороподъёмность: >305 м/с (18 300 м/мин)
Нагрузка на крыло: 326 кг/м²
Тяговооружённость: 1,03
Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3,2/+9,0 g
Вооружение
Пушечное: 1×30 мм Nexter DEFA 791B (темп стрельбы 2500 выстр/мин), боезапас - 125 патронов типа OPIT (бронебойно-зажигательный трассирующий) с донным взрывателем.
Ракеты:
«воздух-воздух»: MICA, AIM-9, AIM-120, AIM-132, MBDA Meteor, «Мажик» II
«воздух-поверхность»: ASMP с ядерной боевой частью, «Апач», AM.39, Storm Shadow, AASM
Двигатель
Первые Rafale проходили испытания на двигателях F404, затем разработка собственного двигателя M88-2 была начата с 1987 года и стоила около 8,5 млрд франков или около 1,5 млрд евро. Серийно производится с 1996 года. Двигатель M88 относится к 5 поколению двигателей. Конструктивные требования для 5-го поколения включают ступени: 3 КНД, 5-6 КВД, 1 ТВД, 1 ТНД, противовращение роторов.

Тип двигателя

двухвальный двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой, состоит из 3-ступенчатого КНД, лопатки выполнены из титановых сплавов, компрессор высокого давления 6-ступенчатый, кольцевая камера сгорания с керамическим напылением, температура газов перед турбиной +1580 °C, турбины высокого давления (одноступенчатая), одноступенчатой турбины низкого давления, форсажной камеры, сопла. Система управления FADEC. Коробка агрегатов расположена снизу. Монокристаллические лопатки турбины и диски, выполненные методом порошкового литья.
Форсированная тяга: 7440 кгс
Удельный расход топлива
Без форсажа: 0,875 кг на кгс в час
На форсаже: 1,75 кг на кгс в час
Наружный диаметр: 0,78 м
Длина: 3,5 м
Масса: 880 кг




Самолет France Rafale M: 80319: 1/48: Hobby Boss: Истребитель 4го поколения ВВС Франции

31 января 2012 года стало известно, что компания Dassault Aviation стала победителем индийского тендера MRCA на поставку 126 многофункциональных истребителей. По одним данным, с Dassault Aviation будет подписан контракт стоимостью около $10,4 млрд. По другим данным, полная стоимость контракта, включая обучение и обслуживание, может достичь $15 млрд. В соответствии с первоначальными требованиями тендера MRCA , его победитель должен поставить 18 истребителей в готовом виде, а остальные 108 единиц будут изготовлены по лицензии на мощностях Hindustan Aeronautics после передачи соответствующих технологий. При этом тендер предусматривал опцион на покупку ещё 64 самолётов. Согласно условиям тендера, победитель должен будет впоследствии реинвестировать в индийскую промышленность 50 % от стоимости контракта.

Ожидалось, что поставки истребителей начнутся в середине 2015 года, а самолётов, изготовленных по лицензии на предприятиях индийской компании Hindustan Aeronautics - в 2017-2018 годах.

Однако, в начале августа 2015 года, появилась информация, что данный контракт отменён. Причина — стороны не смогли договориться о передаче технологий производства самолётов. Более того, по сравнению с 2012 годом, цена на готовые самолёты возросла почти в 2 раза.

ЧТО ВНУТРИ КОРОБКИ?

Комплект пластиковых деталей для сборки 1 модели.
Длина 32 см., размах крыльев 23 см.
Всего 162 детали на 8 литниках.
Проработанные поверхности с конструктивными особенностями, внутренняя расшивка, клёпки.
Детализированный кокпит с панелями приборов, элементами управления, сборными катапультными креслами, фонарь на выбор открыт или закрыт.
Проработанные воздухозаборники, сопла.
Детализированное шасси, проработанные ниши и створки шасси.
Подвижные рули высоты.
Подробная красочная декаль с проработанной техничкой как для самолёта, так и для вооружения ВМС Франции.

ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ

Инструкция по сборке и окраске

СОДЕРЖИМОЕ КОРОБКИ









Самолет France Rafale M:80319: 1/48: Hobby Boss: Полное содержимое коробки

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

ДЕТАЛИ КРУПНЫМ ПЛАНОМ







Самолет France Rafale M:80319: 1/48: Hobby Boss: Детали крупным планом

ВЫВОДЫ:

Данная модель является представителем наборов с хорошим качеством литья. Нет никакого намека на облой, замыливание расшивки и любые другие неприятности. Пластик остекления кристально чист, дает прекрасную прозрачность после установки на модель.

Прекрасным дополнением к набору является большой выбор вооружения. Приятно порадовала выпущенная механизация крыла. Одним упущением может являться бедноватая, на первый взгляд, декаль. Хотя её вполне достаточно для постройки прекрасной модели.

ОЦЕНКА: 4

Оценка для данного набора — твердая четверка. Модель без особых изысков, но тем не менее обладает хорошей деталировкой. Она станет прекрасной покупкой т.к. соответствует соотношению цена/качество.

Многоцелевой истребитель

Технические характеристики

Размеры:

Размах крыла, м: 10.80

Длина самолета, м 15.27
Высота самолета, м 5.34

Площадь крыла, м 2: 45.70

Экипаж (кол-во человек): 1-2

Вооружение : одна 30-мм пушка GIAT M30/719B

Боевая нагрузка — 9500 кг на 13 узлах подвески

Массы и нагрузки:

Пустого самолёта, кг 10460

Нормальная взлетная, кг 18500

Максимальная взлетная, кг 22500

Летные данные:

Максимальная скорость, км/ч:

у земли 1350

на высоте 1900

Практическая дальность без ПТБ, км 2000

Боевой радиус действия, км:

в роли ударного самолета 1055

в роли перехватчика 1760

Максимальная скороподъемность, м/мин 19800

Практический потолок, м: 16765

Макс. эксплуатационная перегрузка 9

Разработчик: Dassault-Breguet

Двигатели: 2 ТРДДФ SNECMA M88-2 (2 х 73.23 кН), на форсаже: 2 х 92.90 кН

История создания и особенности конструкции:

Создание современного истребителя представляет собой сложную задачу, требующую крупных ассигнований, наличия квалифицированных и опытных кадров разработчиков, эффективных САПР и мощной экспериментальной базы. Большинству стран мира самостоятельное создание новых высокоэффективных боевых самолетов в настоящее время не под силу и они в той или иной степени прибегают к межгосударственной кооперации. Помимо России и США лишь Франция сохраняет необходимый научно-технический и экономический потенциал и проводит политику независимого создания новых истребителей. Свидетельством этому служит многоцелевой самолет Рафаль, который формально должен стать вторым в мире (после шведского JAS39) серийным реактивным истребителем пятого поколения, а фактически (из-за значительно меньших возможностей JAS39) ознаменует становление самолетов своего поколения.

Предварительные исследования нового боевого самолета фирма Дассо начала в конце 1970-х годов. Вначале предполагалось участие в программе западноевропейского истребителя EFA совместно с Англией, ФРГ, Италией и Испанией, но в середине 1985г. Франция приняла решение о проведении самостоятельных работ. Выход Франции из программы самолета EFA был обусловлен разногласиями прежде всего с Англией по вопросу о размерности самолета. Франция выступала за создание истребителя с массой пустого снаряженного самолета 7,5-8,6 т. Англия же добивалась создания боевого самолета с повышенными возможностями при массе пустого снаряженного истребителя не ниже 9,75 т. Обычно позицию Франции объясняют намерением создать самолет, который мог бы эксплуатироваться не только с сухопутных аэродромов, но и с авианосцев, что требует минимизации размеров и массы аппарата. Указывается и на стремление снизить стоимость самолета и обеспечить его конкурентоспособность на мировом рынке (Франция традиционно ориентирована на экспорт значительной части военной продукции). Но, как и можно было предсказать, руководствуясь общими закономерностями проектирования, расчетная масса пустого снаряженного самолета французскими разработчиками не была точно выдержана и фактически оказалась достаточно близка к значению для истребителя EFA, достигнув 9,8 т у Рафаля М корабельного базирования. Это говорит о том, что основной причиной проведения национальной программы нового истребителя было скорее стремление французских промышленных кругов максимально загрузить существующую опытную и производственную базу, не допуская ее ослабления.

Программа самолета Рафаль претерпела в ходе осуществления два крупных изменения. Не была изменена исходная цель: замена в ВВС Франции ударных и разведывательных самолетов Мираж III, Мираж 5 и Ягуар (а, возможно, и стратегических Мираж IV), а затем и Мираж F.1, в ВМС — самолетов Крусейдер и Супер Этандар. Планируемое к постройке число серийных самолетов уменьшено ненамного: ВВС Франции требуется 235 (вначале планировалось 250) новых самолетов ACT (Avion de combat tactique) наземного базирования (обобщенное обозначение Рафаль D), ВМС — 86 самолетов ACM (Avion de combat marine) корабельного базирования (Рафаль М). Однако была изменена последовательность поступления на вооружение сухопутного и палубного вариантов: если вначале, когда начало поставок серийных самолетов намечалось на 1992г., приоритет отдавался ВВС Франции, то после задержек с серийным производством первыми получат серийные самолеты ВМС, где самолеты Крусейдер требуют срочной замены. Второе крупное изменение касается соотношения одно- и двухместных самолетов для ВВС. Оно было пересмотрено после войны 1991г. в зоне Персидского залива, где эксплуатация самолетов Ягуар выявила необходимость двучленного экипажа при выполнении ударных задач с использованием высокоточного оружия в сложной боевой обстановке на малой высоте и при большой скорости полета. Если вначале из 250 самолетов ВВС 225 должны были стать одноместными и лишь 25 двухместными (для учебно-тренировочных целей), то по новым планам из 235 машин одноместными будут 95 перехватчиков Рафаль С, а двухместными — 140 ударных самолетов Рафаль В.

Самолеты Рафаль D/М разрабатываются многоцелевыми со способностью выполнять всепогодные атаки наземных целей (основная задача) с преодолением активных средств объектовой ПВО противника на малой высоте, задачи ПВО и завоевания превосходства в воздухе, действовать на малых и больших удалениях от аэродрома вылета. При выполнении задач воздух-воздух самолет ACT должен быть способен перехватывать бомбардировщики, истребители, ударные самолеты и вертолеты. Он должен также поражать ДПЛА, крылатые ракеты и вертолеты, совершающие полет на режиме висения или с малой поступательной скоростью. Согласно ТЗ при выполнении ударных операций самолет должен нести внешнюю нагрузку не менее 6 000 кг, в том числе боевую нагрузку массой 3 500 кг, и доставлять оружие к целям, находящимся на расстоянии 550-650 км от базы. Чтобы увеличить выживаемость самолета, это оружие должно запускаться на большом или среднем расстоянии от цели и располагать автономной системой наведения. Самолет ACT должен быть способен взлетать с участка ВПП длиной менее 500 м с полным запасом топлива во внутренних баках, двумя УР класса воздух-воздух средней дальности и полным боезапасом для пушки.

Для отработки научно-технических достижений, которые используются на Рафаль D/М, был построен экспериментальный истребитель Рафаль А. Его разработка под обозначением АСХ (Avion de Combat experimental) началась в марте 1983г., первый полет состоялся 4 июля 1986г., а к весне 1992г. он совершил более 620 полетов. Демонстрировались установившийся полет на малой высоте при скорости 148 км/ч и углах атаки до 32 град, полет самолета при несимметричной конфигурации и точная посадка при максимальном торможении с момента касания основных колес шасси. Достигались максимальное число М=2 на форсаже и М=1,4 без форсажа, максимальная скорость 1390 км/ч на малой высоте, высота 16 400 м, перегрузки +9 и -2,5, угловая скорость разворота 24 град/с. Имитировались дозаправка топливом в воздухе от самолетов КС-135 и Супер Этандар, посадка на палубу авианосца, воздушный бой с самолетом Мираж 2000.

Первый (Рафаль С01) опытный самолет совершил первый полет 19 мая 1991г. и менее чем через месяц демонстрировался на Парижском авиасалоне. Первый опытный палубный самолет Рафаль М01 впервые взлетел 12 декабря 1991г. Кроме того, предусмотрено широкое использование летающих лабораторий, которые должны совершить не менее 4 700 полетов, из них 3 000 полетов для испытания оборудования и 1 700 полетов для проведения функциональных испытаний. Испытания палубного опытного самолета Рафаль М проводятся частично в США с использованием наземных американских аэрофинишеров и катапульт.

Конструкция.

Самолет схемы "утка" с высокорасположенным ПГО, среднерасположенным треугольным крылом с корневыми наплывами и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа. По конструкции и конфигурации близок к экспериментальному истребителю Рафаль А, но имеет меньшие размеры и массу. Внешние отличия минимальны: несколько изменены форма киля и узел сопряжения ПГО с фюзеляжем, внешние обводы самолета также несколько модифицированы для снижения его заметности. Фирма Дассо-Бреге имеет большой опыт создания самолетов схемы "утка". По этой схеме с треугольным в плане крылом был выполнен самолет Милан, создание которого в 1969г. было первой попыткой снизить скорость захода на посадку, относительно высокую у самолета Мираж III. Затем были построены самолеты Мираж 4000 и Мираж IIING — первый самолет с ПГО, предназначенным для дестабилизации самолета с целью улучшения его маневренности.

Доля (по массе) нетрадиционных материалов в конструкции планера Рафаль D/М превышает 50% (на Рафаль А около 35%), из которых около половины приходится на углепластик (как и на Рафаль А). Из углепластика выполнены элементы крыла (включая элевоны) и киль, передняя часть фюзеляжа и панели гаргрота, элементы отсека БРЭО, руль направления (с алюминиевым сотовым заполнителем), створки ниш шасси, крышки смотровых люков. Из материала на основе волокон кевлара выполнены обтекатели антенны РЛС, корневой и концевой частей крыла и киля, зализы, элементы хвостовой части фюзеляжа. Боковые панели обшивки фюзеляжа, узлы крепления крыла и другие элементы конструкции изготовлены из алюминиево-литиевых сплавов, ПГО (на Рафаль А выполнен из углепластика) и отклоняемые предкрылки — из титанового сплава с применением сверхпластического формования и диффузионной сварки, узел шарнирного крепления ПГО, направляющие предкрылков и элевонов — из титанового сплава, обработанного классическими методами. Основные элементы стоек шасси выполнены из высокопрочной стали.

Крыло кессонное многолонжеронной конструкции с тремя узлами крепления к фюзеляжу. Профиль переменной по размаху относительной толщины. Отсутствие на Рафаль М механизма складывания крыла объясняется трудностью его использования в композитной конструкции, это существенно усложняет эксплуатацию самолета на авианосце. По всему размаху крыла установлены двухсекционные (трехсекционные на Рафаль А) элевоны. Закрылки отсутствуют и малая посадочная скорость достигается применением двухсекционных (на Рафаль А трехсекционных) автоматических предкрылков и ПГО, отклоняемого автоматически на угол 20 град носком вверх при выпуске шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции выполнен по правилу площадей. Цельноповоротное ПГО расположено в наиболее широкой части боковых фюзеляжных наплывов выше плоскости крыла вне зоны влияния воздухозаборников. Для повышения аэродинамического качества самолета в полете обеспечено согласованное отклонение ПГО и элевонов. Сверху фюзеляжа перед килем расположены два воздушных тормоза.

Кабина летчика оборудована катапультным креслом Мартин-Бейкер Мк.15, обеспечивающим покидание самолета на стоянке и имеющим спинку с наклоном 29 град (32 град на Рафаль А). Фонарь выполнен заодно с лобовым стеклом и откидывается вправо. Носовая часть самолета отклонена вниз на 1,5 град для улучшения обзора из кабины при посадке на авианосец. Киль кессонной двухлонжеронной конструкции с четырьмя нервюрами. Крепится к фюзеляжу с помощью двух узлов. Имеется руль направления. В концевом обтекателе киля размещаются УКВ антенны, под ним — обтекатель приемника предупреждения о радиолокационном облучении системы SPECTRA, боковые окна ИК датчиков предупреждения о ракетной атаке и антенны системы VOR.

Шасси трехопорное, двухколесная (одноколесная на Рафаль А) управляемая передняя стойка и одноколесные основные стойки убираются вперед с помощью гидравлической системы. Пневматики радиальные с размерами 810 * 275 — 15 мм (давление зарядки 1,6 МПа, 16,3 кгс/кв.см.) на основных стойках и 550 * 200 — 10 мм на передней стойке. Все стойки имеют углеродные тормоза с электродистанционным управлением. На Рафаль D шасси имеет обычную конструкцию, на палубном варианте "Рафаль"М применена прыжковая передняя стойка для "вздыбливания" самолета в момент покидания им палубы авианосца, что эквивалентно увеличению скорости самолета на 16 км/ч и позволяет увеличить боевую нагрузку на 900 кг. Прыжковое шасси не будет использоваться на авианосце Фош, на котором предполагается установить трамплин с углом наклона 1,5 град, эквивалентный приращению скорости на 37 км/ч и дающий увеличение нагрузки на 2 т. Шасси Рафаль М рассчитано на посадку на палубу авианосца с вертикальной скоростью 6,5 м/с (у варианта наземного базирования — 3 м/с) с учетом вертикальной скорости палубы авианосца 2 м/с в зоне расположения тросов аэрофинишера. Рафаль М — первый французский палубный самолет, на котором к челноку катапульты крепится носовая стойка шасси (как на американских самолетах) в отличие от предшествующих французских самолетов, где используется буксирный трос с креплением к крыльевым узлам. Это позволило сохранить идентичность крыльев палубного и сухопутного вариантов самолета Рафаль и уменьшить численность палубной бригады, обеспечивающей взлет самолета. В основании киля расположен обтекатель тормозного парашюта.

Dassault Rafale (Дассо Рафаль – Шквал) – французский многоцелевой истребитель, созданный компанией Dassault Aviation в 1990-х годах.

История Rafale

История создания Rafale начинается еще в середине 1970-х годов, когда ВВС и ВМС Франции приступили к оценке перспективного самолета для замены устаревающего парка.

Обязательными были требования к круглосуточной эксплуатации самолета в любую погоду и способности выполнять широкий спектр задач по борьбе с воздушными, наземными и надводными целями. Новый самолет должен был быть универсальным и заменить множество разнообразных самолетов, находившихся в то время на вооружении. Для экономии средств Франция изначально вошла в состав группы по созданию единого европейского истребителя (будущий ), однако, вскоре, вышла из нее из-за разногласий по концепции – французам нужен был самолет, способный работать с авианосца, остальным более тяжелая машина.

В итоге, Dassaut инициировала собственную программу истребителя четвертого поколения ACX. В 1985 году был создан первый демонстратор Rafale A. Двигатели Snecma M88 еще на были готовы поэтому на первый самолет поставили моторы GE F404 от истребителя . К 1990 году прототип все же получил «родные» двигатели.

В 1990 году после развала ОВД и СССР программа была поставлена под сомнение – стало непонятно, с кем воевать. ВВС для экономии средств сократило бюджет проекта и направило деньги на модернизацию истребителей Mirage.

Тем не менее, проектирование нового истребителя продолжалось. В мае 1991 г. в ЛИЦ в Истре начались летные испытания опытного истребителя «Рафаль» С01, выкрашенного полностью в черный цвет. В течение последующих лет создавались прототипы двухместного и палубного вариантов самолета.

В конце концов, 18 мая 2001 года первые серийные Rafale начали поступать на вооружение ВВС и ВМС Франции.

Видео Rafale: Видео демонстрационного полета истребителя на авиасалоне

Конструкция Rafale

Выполнен по традиционной для истребителей фирмы Dassault Aviation аэродинамической схеме «бесхвостка» с дополнительным высокорасположенным передним горизонтальным оперением и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа.

Воздухозаборники выполнены S-образно и экранируют лопатки компрессора, что снижает ЭПР самолёта.

Конструкторам удалось создать сравнительно простой истребитель с нерегулируемыми воздухозаборниками и без воздушных тормозных щитков, упростив, таким образом, техобслуживание.

Эксплуатация

Dassault Rafale, наряду с Saab , вероятно, крайние боевые самолеты, созданные в Европе одной страной. Очевидно, что истребитель пятого поколения в одиночку не осилит ни одна страна ЕС. Rafale являеся так же самым молодым самолетом четвертого поколения и, благодаря этому, он является одним из самых совершенных.

На 2014 год выпущено более 121 истребителя. Они уже успели поучаствовать в операциях НАТО в Афганистане, Ливии и Ираке.

Схема истребителя Dassault Rafale

Dassault Rafale - французский многоцелевой истребитель 4-го поколения, разработанный компанией Dassault Aviation. Данная машина является полностью французским проектом – двигатели, вооружение, авионика, а также собственное производство и на данный момент является крайним самолетом, созданным без американской или другой иностранной помощи. Разработку самолета Rafale начали в 1983 году, за 2 года до того как во Франции официально вышла из программы создания перспективного европейского истребителя FEFA, который позже получил название Eurofighter 2000. Rafale, как и Eurofighter, предназначен для использования в качестве ударного истребителя-бомбардировщика и перехватчика, способного выполнять задачи завоевания превосходства в воздухе и противовоздушной обороны, а также нанесения бомбовых ударов по наземным объектам.


В 1983 году фирмой «Dassault» в рамках национальной программы был разработан экспериментальный боевой самолет Avion de Combat Experimentale (ACX). Франция из проекта EFA вышла из-за того, что ее вооруженные силы, и особенно военно-морской флот, хотели получить компактную и легкую машину, масса которой составляла около 8 тыс. кг. Демонстрационный прототип ACX весом 9,5 тыс. кг в то время доводился. Впервые в воздух он поднялся 4 июля 1986 г. и помог проверить аэродинамическую схему, характеристики, конфигурацию, систему дистанционного управления, а также конструкцию с широким применением композитных материалов для проекта Avion de Combat Tactique.

Позже ACX переименовали в Rafale A. Первоначально он оснащался двумя двухконтурными турбореактивными двигателями General Electric F404-GE-400. После 460 испытательных полетов, которые включали посадку на палубу авианосца "Клемансо" (касание и уход на второй круг), один двигатель (левый) заменили на SNECMA M88-2, который был разработан специально для Rafale.

Истребитель Rafale выполнили по схеме «утка», имеет среднерасположенное треугольное крыло, с высокорасположенным передним горизонтальным оперением. Крыло оснащено двухсекционными предкрылками и односекционными элевонами.

Основным материалом для крыла служат углепластики. Законцовки консолей и обтекатель стыка крыла и фюзеляжа изготовлены из кевлара – предкрылки из титановых сплавов. 50% фюзеляжа сделано из углепластиков; для боковых панелей обшивки использован алюминиево-литиевый сплавов. Всего в конструкции планера Rafale на долю композитов приходится 20% по площади и 25% по массе. В результате, масса планера уменьшилась на 300 килограмм.

Для военно-морских сил Франции был разработан палубный вариант истребителя получивший обозначение Rafale М. Он отличается усиленной конструкцией шасси и планера, наличием под хвостовой частью фюзеляжа тормозного гака, встроенной выдвижной лестницей и так далее. На конце киля установлена система Telemir, которая обеспечивает обмен данными между навигационным оборудованием авианосца и навигационной системой самолета. Истребитель Rafale М в результате всех доработок стал тяжелее Rafale С на 500 кг.

Самолеты Rafale оснащаются шасси, выпускаемым компанией Messier-Dowty. На самолетах Rafale модификаций С и В основные опоры имеют по одному пневматику, а передняя – два пневматика. На палубном Rafale М передняя опора самоориентирующаяся. При буксировке она разворачивается почти на 360 градусов.

На истребителях Rafale все опоры убираются вперед. Все колеса оснащаются углеродными тормозами производства Messier-Bugatti.

На одноместных Rafale С и М кабина оборудуется катапультным креслом Martin-Baker Mk.16, которое обеспечивает безопасное покидание самолета на земле при стоянке. Фонарь открывается в правую сторону на шарнирах вбок. В кабине управления на приборной доске располагается три цифровых жидкокристаллических многофункциональных дисплея. В центре расположен тактический дисплей, служащий для вывода пилотажно-навигационной информации и информации, получаемой от различных датчиков. По бокам расположены дисплеи отображающих информацию о работе двигателей, гидравлической, топливной, кислородной и электрической систем, а также другого оборудования.

Силовая установка Rafale – два двухконтурных турбореактивных двигателя Snecma М88-2Е4. Тяга каждого 4970 кгс (на форсажном режиме - 7445 кгс). Для фирмы Snecma разработка двигателя М88 была достаточно сложной задачей. Заказчику был необходим двигатель, способный надежно работать при маневренном воздушном бое и при скоростном прорыве системы противовоздушной обороны на малой высоте. Тех. требованиями предусматривалось большой ресурс, низкий расход топлива на различных режимах полета и высокое отношение тяги и массы. Snecma предпочла двухвальный двигатель, который впоследствии должен был стать родоначальником двигателей третьего поколения французского производства.

Официально программа разработки двигателя М88 началась в 1986 году. В феврале 1989 года состоялось первое стендовое испытание двигателя, а в феврале 1990 года были начаты летные испытания на демонстрационном Rafale А. Окончательная сертификация произошла в 1996 году.

Для получения двигателя с высокими характеристиками разработчики использовали в конструкции двигателя различные передовые технологии. Например, диски компрессора изготавливали монолитно с лопатками, в конструкции турбины высокого давления применялись монокристаллические лопатки, для изготовления дисков турбин применили порошковую технологию. В конструкции двигателя использованы керамические покрытия, малоэмиссионная камера сгорания и композиционные материалы. Перед создателями ТРДДФ поставили задачу по обеспечению минимально возможной тепловой заметности истребителя и уменьшению дымления, чтобы снизить визуальную заметность.

При создании двигателя был использован многоэтапный подход.

На одноместных истребителях Rafale С и М во внутренних баках размещается 5900 литров топлива, а на двухместном Rafale В – 5300 литров. На 5 из 14 узлов внешней подвески возможно размещение подвесных топливных баков различной емкости. На 4 подкрыльевых узлах подвешиваются топливные баки емкостью по 1250 литров, а на центральном – емкостью 2000 литров.

Пушечное вооружение самолетов Rafale из 30-миллиметровой пушки Nexter DEFA 791B скорострельность которой составляет 2500 выстрелов в минуту. Боезапас - 125 бронебойно-зажигательных трассирующих патронов OPIT с донным взрывателем.

Ракетное вооружение состоит из:
- ракет класса «воздух-воздух»: AIM-9, AIM-132, AIM-120, MICA, «Мажик» II, MBDA Meteor;
- ракет класса «воздух-поверхность»: «Апач», Storm Shadow, AM.39, AASM, ASMP с ядерной боеголовкой.

Испытания и боевое применение

Экспериментальный истребитель Rafale А совершил первый полет в июле 1986 года. Первый самолет в варианте Rafale С (одноместный истребитель-перехватчик) в воздух поднялся в мае 1991 г., а первый палубный самолет Rafale М, предназначающийся для вооружения французских авианосцев, взлетел в декабре того же года. Согласно плану серийного производства ВМС и ВВС Франции будет поставлено 86 и 235 самолетов соответственно.

Первое боевое применение Rafale состоялось в марте 2007 г. во время натовской операции в Афганистане. Кроме того данные самолеты начиная с марта 2011 г. самолеты использовались в операции НАТО в Ливии против войск Каддафи.

Эксплуатация Rafale не обошлась без происшествий.
6 декабря 2007 года выполнявший тренировочный полет истребитель модификации Rafale B, летевший с военно-воздушной базы Сен-Дизье, в 18:30 разбился около населенного пункта Невик (центральная часть Франции). Причиной крушения стал сбой в электродистанционной системе управления полетом. Капитан Эммануэль Морьюзе – пилот самолета погиб.

24 сентября 2009 года два истребителя модификации Rafale M в 30 километрах от города Перпиньян упали в результате столкновения в Средиземное море. Авария произошла в 18:10, во время возвращения машин на авианосец «Шарль де Голль». Причиной катастрофы, согласно информации Бюро расследований происшествий при минобороны, стал человеческий фактор. Пилот одного истребителя, капитан второго ранга Франсуа Дюфло погиб. Пилот второго, капитан третьего ранга Жан Бофиль катапультировался.

28 ноября 2010 года истребитель модификации Rafale M, возвращаясь на «Шарль де Голль» упал в Аравийское море после выполнения боевого задания заключавшегося в поддержке коалиционных сил в Афганистане. Авария случилась в 100 километрах от побережья Пакистана. Причиной послужила техническая неисправность. Катапультировавшегося пилота подобрал спасательный вертолет.

2 июля 2012 года Французский палубный истребитель Rafale во время учений разбился. Инцидент произошел в Средиземном море с машиной, базировавшейся на «Шарль де Голле». Пилот катапультировался и был подобран американским вертолетом. В Средиземноморье осуществлялись совместные учения французских и американских авианосцев.

Rafale стоит на вооружении ВВС и ВМС Франции.
Военно-воздушные силы приняли самолет на вооружение в 2006 году. По состоянию на 2012 год принято 38 машин модификации Rafale В и 37 машин Rafale С.

Военно-морские силы приняли на вооружение Rafale М в 2004 году. По состоянию на 2012 год имелось 36 самолетов.

Кроме этого Rafale выиграл в индийском тендере, принимал участие в тендерах на поставку истребителей в Бразилию и ОАЭ. 31 января 2012 года Rafale одержал победу в международном тендере MMRCA

Модификации:
Rafale A – опытно-демонстрационный Rafale. Был несколько больше и тяжелее, по сравнению с самолетами Rafale C/M. Оснащался парой двигателями F404-GE-400 имеющих тягу 6800 кг (16 тыс. фунтов), на их базе разработали двигатель М88.
Rafale B – двухместный, наземного базирования. Заказывался как учебно-тренировочный вариант Rafale C, с сохранением всех функциональных возможностей.
Rafale C – многоцелевой боевой самолет наземного базирования. Первоначальное обозначение Rafale D, переименован в 1990 году. Военно-воздушные силы Франции затребовали 250 машин в одноместном и двухместном вариантах.
Rafale M – одноместный многоцелевой самолет авианосного базирования. Схож с Rafale C, но оснащается посадочным крюком, а также модифицированной носовой стойкой с изменяемой длиной. Военно-морские силы затребовали 86 машин.

Летно-технические характеристики Rafale:
Экипаж – 1-2 человека;
Длина самолета – 15,3 м;
Высота – 5,3 м;
Размах крыла – 10,9 м;
Площадь крыла – 45,7 м²;
Масса пустого самолета – 10000 кг;
Нормальная взлетная масса – 14710 кг;
Максимальная взлётная масса – 24500 кг;
Масса полезной нагрузки – 9500 кг;
Масса топлива – 4700 кг;
Масса топлива в подвесных топливных двигателей – 6700 кг;
Двигатель – 2 двухконтурных турбореактивных SNECMA M88-2 с форсажной камерой;
Сухая масса двигателя – 897 кг;
Максимальная тяга – 5100 кгс каждого двигателя;
Тяга на форсаже – 7500 кгс каждого двигателя;
Температура газов перед турбиной – 1577 °C;
Максимальная скорость – 1,8 Маха (1900 км/ч);
Боевой радиус (в варианте истребителя-перехватчика) – 1093 км;
Боевой радиус – 1800 км
Практический потолок – 15240 м;
Скороподъёмность – 305 м/с.

Еще несколько десятилетий назад многие страны, в том числе и не располагающие развитой авиационной промышленностью (Аргентина, Египет, Польша, Швейцария и др.), вели работы по созданию собственных реактивных истребителей и истребителей-бомбардировщиков. Их побуждала к этому не столько военно-политическая обстановка, сколько соображения национального престижа, а также стремление развивать наиболее наукоемкую отрасль машиностроения военное самолетостроение, способное стать "локомотивом" для других областей промышленности. Однако усложнение и удорожание истребителей (что стало особенно заметно при переходе от второго к третьему поколению реактивных боевых самолетов) привели к сходу с дистанции большинства претендентов на членство в "истребительном клубе".

Сегодня к числу "полноценных" производителей истребителей, способных создавать боевые авиационные комплексы с опорой лишь на собственные силы, относятся только Россия, США и Франция. Последнее творение французской авиакосмической промышленности - многоцелевой истребитель Dassault Rafal - позволит создавшей его стране сохраниться в строю авиационных "сверхдержав", по меньшей мере, до середины 2010-х годов. Грациозный, своими очертаниями напоминающий устремленный в небо остроконечный готический храм, Rafal уже стал символом французского авиастроения, сменив в этой роли машины семейства Mirage.

К началу 1980-х годов ВВС Франции располагали вполне современным истребителем четвертого поколения Dassault Mirage-2000, имеющим значительный модернизационный потенциал. Однако быстрый прогресс в области боевой авиации, разворачивание в СССР и США работ по принципиально новым истребителям пятого поколения, которые предполагалось принять на вооружение уже в середине 1990-х годов, потребовали адекватной реакции и от французской авиационной промышленности, стремящейся сохранить за собой титул "законодательницы мод" в области военной авиации.

В мае 1993 года на авиасалоне в Париже была впервые представлена информация о проекте Dassault-Breguet АСХ (Avion de Combat Experimental - боевой экспериментальный самолет), разрабатывавшемся по заказу министерства обороны Франции.

"Идеологически" проект объединял лучшие свойства самолетов Mirage-2000 (высокая маневренность на "сверхзвуке") и F/A-18 (хорошие характеристики на дозвуковой скорости, большие предельно допустимые углы атаки). В основу концепции нового истребителя было положено достижение высокой маневренности как на сверхзвуковой, так и на дозвуковой скорости. Самолет был выполнен по аэродинамической схеме "бесхвостка" с близкорасположенным к треугольному крылу ПГО, однокилевым вертикальным оперением и фонарем кабины, обеспечивающим улучшенный обзор. Нерегулируемые воздухозаборники "полутоннельного" типа обеспечивали устойчивую работу двигателей на больших углах атаки. Самолет имел статически неустойчивую конфигурацию, что обусловило применение цифровой ЭДСУ. В конструкции планера предусматривалось широкое применение композиционных материалов. Новинкой являлось и использование речевой системы управления и информирования EVA (Equipement Vocal pour Aeronef), снижающей нагрузку на летчика в воздушном бою. В частности, при помощи системы EVA должны были выбираться режимы работы БРАС и кабинных дисплеев, оружие, частоты связи и т. п., а также запрашиваться информация об остатке топлива, расстоянии до аэродрома и др.). Для информирования летчика предполагалось использование синтезатора голоса.

Однако высокая стоимость НИОКР по созданию принципиально нового истребителя толкала французское правительство к поиску путей кооперации с другими европейскими странами. На этапе формирования облика самолета Франция вступила в качестве одного из партнеров в программу единого европейского ("НАТОвского") истребителя EFA (ставшего впоследствии EF2000). Но в 1985 году, после выявившихся разногласий с другими участниками проекта - главным образом Великобританией, правительство Франции приняло смелое решение о выходе из программы EFA и создании собственного боевого самолета нового поколения, получившего название АСЕ (Avoin de Combat Europeen - Европейский боевой самолет). Попытка интернационализировать эту программу не удалась (единственный партнер - Бельгия - вскоре вышел из альянса), и в дальнейшем самолет из европейского превратился в чисто французский, получив имя Rafal ("Шквал").

Предполагалось, что Rafal поступит на вооружение в 1996 году. Первоначально планировалось построить экспериментальный (опытно-демонстрационный) самолет Rafal-A, а затем на его базе создать полноценный истребитель Rafal-В, отвечающий требованиям к тактическому боевому самолету ВВС ACT и палубному истребителю АСМ для ВМС.

4 июля 1986 года в летно-испытательном центре Истр совершил первый полет самолет Rafal-А (F-ZJRE), оснащенный двумя американскими двигателями General Electric F404, на котором были отработаны аэродинамические и конструкционные решения, которые предполагалось применить на серийной машине. После проведения 460 испытательных полетов один из двигателей Rafal-А был заменен на перспективный французский ТРДДФ SNECMA M88. Первый полет летно-демонстрационного самолета с новым двигателем состоялся 27 февраля 1990 года. Всего Rafal-А совершил 865 полетов, последний раз поднявшись в воздух 24 января 1994 года. 21 апреля 1988 года было принято решение о постройке опытного самолета Rafal в "боевой" конфигурации. Вариант этого самолета, предназначенный для ВВС, получил обозначение Rafal-С. 19 мая 1991 года Rafal-С (C01/F-ZWVR) впервые поднялся в воздух. 12 декабря состоялся и первый полет прототипа палубного истребителя Rafal-М F-ZWVM. На этой машине был выполнен большой объем аэродинамических испытаний. В июле-августе 1992 г. Rafal-М испытывался в США, в центре ВВС Патуксент Ривер, где отрабатывался взлет с корабельной катапульты и посадка с использованием аэрофинишера (подобное наземное стендовое оборудование в настоящее время имеется лишь в США и на Украине в г. Саки). 19 апреля палубный Rafal впервые совершил посадку на палубу авианосца "Фош", крейсирующего у американских берегов (на акватории полигона ВМС США Лэйкхерст, штат Нью-Джерси), а на следующий день первый взлет с палубы с использованием катапульты. В ноябре-декабре эта машина в третий раз "командируется" в США для продолжения испытаний в американском центре морской авиации. Четвертый "американский круиз" (октябрь-декабрь 1995 года) позволил отработать на Rafal-М взлет с катапульты при максимальной взлетной массе 22 300 кг. 8 июня 1995 года эта машина впервые запустила ракету класса "воздух-воздух" MICA по реальной воздушной цели. 8 ноября 1993 года начались испытания второго самолета Rafal-М (М02), оснащенного полным комплектом морского навигационного оборудования. На нем же отрабатывалась электромагнитная совместимость БРЭО, а также производились пуски ракет класса "воздух-воздух" малой дальности Magic-2 по "реальным маневрирующим целям. Прототип двухместного УБС Rafal-В B01/F-ZWVS совершил первый полет 30 апреля 1993 года. Он стал первым самолетом, оснащенным опытным образцом БРЛС RBE2 (первый полет с установленным на борту "макетным" радаром состоялся 7 июля 1993 года), а также оборонительной подсистемой РЭБ."Спектра". В ноябре 1995 года эта машина выполнила беспосадочный перелет из французского летно-испытательного центра Истр в Дубаи протяженностью 5600 км и продолжительностью 6,5 часов с тремя дозаправками в воздухе (в том числе одной "в целях предосторожности"). БРЛС RBE2, заказ на разработку которой был выдан консорциумом Топсон/CSF и Dassault Электронике в ноябре 1989 году, впервые поднялась в воздух на летающей лаборатории Phalcon-20 в июле 1992 года. 23 декабря 1992 года правительством Франции было принято официальное решение о закупках серийных самолетов Rafal, а 31 декабря того же года и о закупках ТРДДФ М88-2 для них. Первоначально двухместные самолеты RafalВ рассматривались лишь как обычные УБС с двойным управлением (масса самолета превышала массу одноместного истребителя на 350 кг, а стоимость на 3- 5 % превосходила стоимость одноместного самолета), однако в дальнейшем было принято решение использовать двухместный вариант как полноценный боевой самолет с оператором в задней кабине. Флот Франции, имеющий на вооружении устаревшие истребители и истребители-бомбардировщики второго поколения Super Etendard и F-8 "Крусейдер", в наибольшей степени заинтересован в новом истребителе. Французский атомный многоцелевой авианосец "Шарль де Голль", который должен войти в строй в 1999 году, в период 2000-2002 гг. предполагается оснастить 12 палубными истребителями Rafal-М первой серийной партии. Эти самолеты (стандарт БРЭО Block F1) будут способны действовать лишь по воздушным целям. Их ударный потенциал ограничивается обычными свободнопадающими бомбами и контейнерами с неуправляемыми авиационными ракетами. Rafal-М Block F1 достигнут первоначальной боевой готовности в 2001 году (тогда флот уже будет иметь шесть серийных истребителей). В 2002 году они заменят 11 палубных истребителей-перехватчиков американского производства Воут F-8P "Круседер" из состава эскадрильи 12F, поступившие на вооружение французского флота еще в начале 1960-х годов. Истребители Rafal-М Block F1 будут оснащены ракетами класса "воздух-воздух" средней дальности MICA с активной радиолокационной системой самонаведения (максимальная дальность пуска до 80 км) и высокоманевренными ракетами ближнего воздушного боя Magic-2 с тепловой головкой самонаведения. В ходе дальнейшей доработки до стандарта Block F1.1, которую предполагается начать в 2002 году (практически сразу же после поступления на вооружение строевой эскадрильи), эти самолеты получат аппаратуру телекодовой связи Link 16, интегрирующую их в общенатовскую автоматизированную систему обмена информации (своеобразный "Интернет" с управляющими функциями) JTIDS, а также вариант ракеты MICA с ТГС, имеющий значительно более высокие характеристики, чем Magic-2. Это расширит возможности самолета при действиях по воздушным целям. В частности, станет возможной атака самолета противника в скрытном пассивном режиме, без использования БРЛС. В 2005-2012 гг. ВМС Франции пополнится 48 истребителями Rafal-М второй серийной партии (Block 2), способными действовать по наземным и надводным целям высокоточным оружием. Эти машины заменят 30 палубных истребителей-бомбардировщиков Dassault Super Etendard, имеющихся на вооружении двух эскадрилий. Полет первого самолета Rafal-М стандарта Block F2 должен состояться в 2004 году. Для поражения наземных целей самолет предполагается оснастить тактической крылатой ракетой Матра/ВАе Dynamics SCALP/EG с дальностью до 250 км, являющейся развитием КР Matra Apache, а также перспективным модульным высокоточным кассетным оружием AASM (Armament Air-Sol Modulaire). В 2007 году начнутся поставки и доработка ранее выпущенных истребителей до стандарта Block F3, позволяющего самолету Rafal-М нести ядерную крылатую ракету ASMP, а также перспективную сверхзвуковую противокорабельную ракету ASM (аналог российской Х-30), находящуюся в настоящее время в разработке. В дальнейшем, в начале 2010-х годов, все самолеты будут доведены до стандарта Block F4, полностью удовлетворяющего требованиям ВМС Франции. Три эскадрильи истребителей Rafal-М должны базироваться в Бретани, на севере Франции. Связанные аппаратурой Link 16 (JTIDS) с автоматизированной системой управления авианосца "Шарль де Голль" и общенатовской системой ПВО на европейском ТВД, они должны решать боевые задачи как с борта авианосца, так и летая с береговых аэродромов. На истребители этого типа предполагается возложить основные задачи ПВО флота, ведение борьбы за господство в воздухе, воздушное патрулирование, нанесение ядерных ударов, защиту своих войск от ударов авиации противника, а также задачи воздушной разведки. С самолетами Rafal-M должны взаимодействовать и палубные самолеты ДРЛО Е-2С Hawkeye (Group II). Контракт на закупку двух самолетов этого типа заключен с США в 1995 году. Поставки самолетов Rafal-С и Rafal-В ВВС Франции начнутся не ранее 2003 года, а первая эскадрилья ВВС будет полностью укомплектована этими истребителями (22 машины) лишь в 2005 году. Первоначальные, весьма оптимистические планы предусматривали закупку 250 самолетов Rafal (225 - в варианте С и 25 - в варианте В) для ВВС Франции и 86 Rafal-М для флота. Потенциальный объем истребителей этого типа на международном рынке оценивался в 500 единиц. Однако в 1996 году эти планы были подвергнуты ревизии, обусловленной новыми экономическими реалиями. ВВС уменьшили свои "аппетиты" до 234 самолетов (в том числе 139 в варианте Rafal-В), а ВМС до 60. Предполагается, что к 2015 году в составе "первой линии" французских ВВС будет насчитываться 140 истребителей Rafal. Поставки планируется завершить в 2019 г. Предполагается, что многоцелевые истребители семейства Rafal полностью заменят самолетам "Крусейдер" F-8P, Super Etendard, Mirage-F1СТ и Jaguar, а также, частично, Mirage-2000 раннего выпуска. Таким образом, к 2015 году в составе вооруженных сил Франции останется лишь два типа боевых самолетов (Rafal и Mirage-2000) по сравнению с шестью типами, имеющимися на вооружении сегодня. Существует мнение, что одной из косвенных причин задержки с закупками истребителей Rafal является наличие в составе французских ВВС относительно новых модернизированных самолетов четвертого поколения Mirage-2000-5 и Mirage-2000D. Как заявил один из видных деятелей французской "оборонки", "если исключить необходимость замены устаревших палубных самолетов "Крусейдер" и Super Etendard, они (т.е. вооруженные силы) особенно не торопятся приобретать новый истребитель". По мнению специалистов промышленности, замедление темпов реализации программы Rafal отрицательно повлияет на экспортный потенциал этого самолета (Rafal уже проиграл в 1998 году конкурс в Объединенных Арабских Эмиратах американскому истребителю Lockheed-Martin F-16С Block 60). Как считают французские авиационные специалисты из министерства обороны, "самолет Rafal обладает реальным превосходством над другими истребителями данного класса. Он способен нести боевую нагрузку до 8000 кг, что значительно больше, чем у самолета SAAB Gripen. Он более универсален, чем истребитель EF2000, имеет меньшую радиолокационную заметность и более совершенное радиоэлектронное оборудование, чем самолет F-16C Block 50/52. Возможности самолета F-16C Block 60 пока окончательно неизвестны, однако вряд ли они смогут сравниться с соответствующими возможностями полностью нового самолета, а истребитель F-22, если экспорт его будет разрешен, относится к другому классу самолетов и не является прямым конкурентом нового французского истребителя". Столь высокая оценка самолета Rafal вполне обоснована. Для этого следует более обстоятельно сравнить его с ближайшими конкурентами, находящимися в одной "весовой категории" с многоцелевыми истребителями наиболее массового "среднего" класса Eurofighter Typhoon EF2000, Boeing F/A-18E Super Hornet, МиГ-29М и МиГ-29К, созданными в 1990-х годах. Rafal и Eurofighter выполнены по схеме "бесхвостка", обеспечивающей, по сравнению с нормальной аэродинамической схемой (Super Hornet и МиГ-29М), некоторое преимущество в маневренности при ведении воздушного боя (в частности, более высокую скорость мгновенного разворота, позволяющую быстрее занять позицию для применения оружия). EF2000 имеет несколько меньшую, чем Rafal, удельную нагрузку на крыло (при взлетном весе в конфигурации самолетов завоевания господства в воздухе) и несколько большую тяговооруженность, что теоретически обеспечивает ему превосходство при ведении маневренного воздушного боя. Удельные характеристики самолета Rafal и МиГ-29М примерно равны. Однако французская машина значительно превосходит по тяговооруженности более тяжелый американский истребитель F/A-18E, в большей степени ориентированный на действия по наземным, нежели воздушным целям. По весовой отдаче (0,37) самолет Rafal значительно превосходит своих соперников EF2000, F/A-18 и МиГ-29М (0,31, 0,28 и 0,20). По скоростным и высотным характеристикам Rafal превосходит самолет F/A-18E, практически равен "Еврофайтеру" и уступает МиГу. Важным достоинством истребителя Rafal является большая боевая нагрузка, по величине которой он превосходит все истребители в своей "весовой категории", кроме Super Hornet. Rafal может нести до десяти ракет класса "воздух-воздух", тогда как "арсеналы" его соперников ограничены шестью - восемью УР. Общее число узлов внешней подвески у французской машины 14, у EF2000-13, у E/F-18E-11 и у МиГ-29М-9. В окончательном виде (Block F3) Rafal будет нести разнообразное как тактическое, так и "евростратегическое" высоточное ударное вооружение (КР с ядерной БЧ ASMP, тактические КР, ракеты класса "воздух-поверхность" малой дальности, ПКР, КАБ), по своей массе и номенклатуре примерно равное вооружению "Супер Хорнита", несколько превосходящее вооружение МиГ-29М и значительно превосходящее вооружение EF2000. Заслуженной гордостью французской промышленности является бортовая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, относящаяся к более совершенному типу, чем радары других "средних" истребителей, имеющие антенны с электронным сканированием по углу места и механическим - азимуту. Наличие оптоэлектронной локационной системы обеспечивает "Рафалю" преимущества перед F/A-18Е, а также перед германской и испанской модификациями EF2000. Еще одним предметом гордости французов может служить кабинное приборное оборудование их истребителя. Rafal оснащен комплексом жидкокристаллических многофункциональных цветных индикаторов (в том числе крупноформатным восьмидюймовым дисплеем). Самолет EF2000 оборудован менее совершенными цветными индикаторами на ЭЛТ, подверженными прямой солнечной засветке, а в кабине F/A-18 установлены как индикатор ЖК (меньшего формата, чем у Rafal), так и дисплеи на ЭЛТ. Французская машина оборудована боковой малоходовой ручкой управления, облегчающей летчику пилотирование самолета при больших перегрузках (подобные РУС имеются в настоящее время лишь на самолетах F-16, F-22, F-2, "Цзин-Го" и Су-27М (Су-37). Rafal - единственный из сравниваемых истребителей, в компоновке которого учтены требования технологииStelth. Радиопоглощающие покрытия в той или иной степени применены на всех сравниваемых самолетах, отдельные конструкционные элементы технологии Stelth реализованы на Super Hornet, однако компоновка Rafal (плавное сопряжение крыла и фюзеляжа, полутоннельные воздухозаборники) в сочетании с "пилообразным" кроем некоторых листов обшивки и использованием РПМ могут сделать Rafal одним из наиболее - "скрытных" современных истребителей. К недостатку палубного самолета Rafal-М, которого лишены МиГ-29К и F/A-18E, следует отнести отсутствие системы складывания консолей крыла, уменьшающей габариты самолета на стоянке. В целом, следует признать, что истребитель Rafal является на сегодняшний день одним из самых "гармоничных" многоцелевых истребителей, в котором хорошо сочетаются возможности истребителя завоевания господства в воздухе и ударного самолета.

Конструкция

Самолет Rafal выполнен по аэродинамической схеме "бесхвостка" с треугольным среднерасположенным крылом и близкорасположенным цельноповоротным ПГО, плавно сопрягающимися с фюзеляжем. Вертикальное оперение однокилевое. Конструкция палубного истребителя Rafal-М имеет повышенную коррозионную защиту. Самолеты Rafal-М и Rafal С идентичны на 80% по конструкции планера и на 95% по бортовым системам. В конструкции планера широко применены углепластики, составляющие 25 % по массе и 20 % по площади планера. Использование КМ обеспечило снижение массы планера (по сравнению с традиционной конструкцией, выполненной из алюминиевых сплавов) на 1000 кг. Значительная часть элементов планера изготовлена из алюминиево-литиевых сплавов. Многолонжеронное кессонное крыло имеет развитые корневые наплывы и крепится к фюзеляжу в трех точках. Крыльевая механизация, занимающая фактически всю переднюю и заднюю кромки крыла, включает двухсекционные автоматические предкрылки и двухсекционные элевоны. Закрылки отсутствуют, а увеличение подъемной силы на взлетно-посадочных режимах обеспечивается согласованным отклонением предкрылков и ПГО. Большая часть конструкции крыла, включая и элевоны, изготовлена из углепластика. Отклоняемые носки выполнены из титанового сплава. Зализы корневой части крыла и законцовки крыла кевларовые. Фюзеляж - типа полумонокок. Он выполнен по правилу площадей и имеет овальное сечение. Конструкция фюзеляжа на 50 % выполнена из углепластика. В конструкции боковых панелей применены алюминиево-литиевые сплавы. Переднее горизонтальное оперение цельноповоротное, выполненное в основном из терпопластичных КМ. При посадке оно автоматически поворачивается на угол 20 град., играя роль воздушного тормоза. Киль имеет кессонную конструкцию с четырьмя нервюрами. Он крепится к фюзеляжу в двух точках. На концевой части киля установлен контейнер с аппаратурой предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, а также антенны системы радионавигации VOR. Фонарь самолета трехсекционный, с крышкой, откидывающейся вправо. Разработчик и производитель фонаря фирма Салли. В кабине летчика установлено катапультное кресло SEMMB (Мартин-Бейкер) Мк.16, обеспечивающее аварийное покидание при нулевой скорости и высоте. Спинка кресла наклонена на угол 29 град. Шасси самолета поставляется фирмой Мессьер-Доути. Основные опоры, убирающиеся в фюзеляж поворотом вперед, одноколесные (пневматики 810х275-15 мм с давлением 16,3 кгс/см2). Носовая опора, также убирающаяся в фюзеляж поворотом вперед, - двухколесная (пневматики 550х200-10 мм). Все три опоры снабжены углеродными тормозами Мессье-Бугатти, управляемые электродистанционной системой по командам компьютера Tompson-CSF. Передняя опора шасси самолета Rafal-М имеет режим "прыжкового старта" - вздыбливание на заключительном этапе разбега по палубе, позволяющее уменьшить скорость отрыва на 16 км/ч или увеличить взлетную массу на 900 кг. Угол поворота передней опоры на истребителе Rafal-М составляет + /-70 град., а при перекатывании самолета по палубе - 360 град. Шасси Rafal-М рассчитано на посадку с вертикальной скоростью 6.5 м/с, а самолетов Rafal-С и Rafal-В - 3.0 м/с. Rafal-М имеет тормозной гак с гидравлическим приводом. "Сухопутные" Rafal-С и Rafal-В имеют аварийные тормозные гаки, выпускающиеся под действием собственного веса. При создании самолета значительное внимание уделялось снижению его радиолокационной заметности. Этому способствует интегральная форма планера с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа, тоннельные воздухозаборники, широкое применение радиопоглощающих покрытий. Ряд стыков панелей обшивки имеет пилообразные кромки (как на самолете F-117 и F-22). Фонарь кабины имеет золочение, препятствующее отражению радиолокационного излучения от ее внутренних поверхностей. По оценкам, минимальная ЭПР истребителя в курсовой плоскости снижена до 1,5 м2.

Силовая установка

Истребитель оснащен двумя ТРДДФ SNECMA М88-2 (2х7440 кгс). В дальнейшем предполагается установка более мощных двигателей М88-3 (2х8870 кгс). На летнодемонстрационном самолете Rafal-A устанавливались ТРДДФ General Electric F404-GE-400 (2х7800 кгс). Имеется ВСУ фирмы Microturbo TGA15. Система управления двигателем цифровая, без механического резервирования. Воздухозаборники самолета боковые нерегулируемые, полутоннельного типа. Их конфигурация обеспечивает сравнительно малую радиолокационную заметность. Емкость внутренних топливных баков 5325 л. На внутренних крыльевых и центральном подфюзеляжном узлах подвески могут устанавливаться три ПТБ фирмы Secan емкостью по 1250 или 2000 л. Заправка осуществляется централизованно, под давлением и занимает четыре минуты или семь минут с ПТБ. Все варианты истребителя могут комплектоваться съемной неубираемой Г-образной штангой дозаправки топливом в полете, расположенной перед кабиной летчика с правой стороны фюзеляжа.

Общесамолетные системы

Управление статически неустойчивым самолетом осуществляется посредством ЭДСУ с тремя цифровыми и одним резервным аналоговым каналом. Система контролирует работу всех поверхностей управления, а также тормозов шасси. Она интегрирована с цифровой системой управления двигателем, а также системой управления оружием. Предусмотрен режим автоматической защиты от выхода на недопустимо большие утлы атаки. Система может перестраиваться при отказе одного или нескольких датчиков или органов управления. Система кондиционирования воздуха в кабине производится консорциумом ABG-SEMCAT/Технофан, а система охлаждения БРЭО - фирмой Criotechnology. Двухканальная гидросистема с рабочим давлением 286 кгс/см2, обеспечивающая работу органов управления, крыльевой механизации, шасси и воздушных тормозов, имеет два основных и два вспомогательных гидронасоса. Электрическая система включает два генератора переменного тока мощностью по 30/40 кВ.А. Общая масса БРЭО, установленного на самолете Rafal, превышает 780 кг, Наиболее совершенными элементами оборудования истребителя, дающими ему преимущества перед соперниками, являются многофункциональная БРЛС Tompson-CSF/Dassault Электроник RBE2, оптоэлектронная система переднего обзора Томпсон/Сажем и оборонительная подсистема Tompson/Matra ВАе "Спектра". Основа информационного комплекса Rafal- БРЛС RBE2 - является первой западной авиационной радиолокационной станцией с электронным сканированием луча по углу места и азимуту. Единственным серийным самолетом, оснащенным подобной станцией, является российский истребитель МиГ-31. На Западе БРЛС с ФАР предполагается установить лишь на американском истребителе F-22 и, возможно, F-16C серии 60, а также на японском истребителе-бомбардировщике Мицубиси F-2. Создание нового радара обошлось французским налогоплательщикам в сумму два миллиарда франков, а стоимость одной серийной станции должна составить не менее 4,5 млн. долл., что сопоставимо со стоимостью истребителя "секонд хэнд" второго поколения. Главным достоинством новой БРЛС является оперативная гибкость ее применения - станция (в ее окончательной конфигурации) может работать по воздушным, наземным и надводным целям, обеспечивать полет в режиме следования рельефу местности, а также одновременного поиска целей в различных секторах. К примеру, радар способен в одно и то же время на одном участке воздушного пространства, находящегося в зоне обзора, следить за вертолетом, летящим на малой высоте, а в другом - за сверхзвуковым высотным самолетом. Переключение с режима действия по воздушным целям на режим работы по земле может осуществляться непосредственно во время полета. Станция способна решать одновременно две задачи (например, осуществлять ведение дальнего ракетного боя с воздушным противником и обеспечивать нанесение удара высокоточным оружием по наземным целям). БРЛС обладает относительно малыми демаскирующими признаками за счет совмещения режима ее работы с режимами работы системы предупреждения о радиолокационном облучении, а также пассивной оптоэлектронной системы. Радиолокационная станция обеспечивает радиокоррекцию ракет класса "воздух-воздух" с активным радиолокационным наведением MICA ЕМ. Режим

следования рельефу местности при маловысотном полете может осуществляться и в боевых условиях, при одновременном использовании БРЛС в других режимах.

Станция RBE2 способна обнаружить воздушную цель класса "истребитель" (с ЭПР порядка 3 м2) на дальности до 93 км в свободном пространстве и 55 км - на фоне земли. В режиме действия по воздушным целям БРЛС может сопровождать на проходе до 40 целей, выбирать из них восемь наиболее приоритетных (которые и отображаются на индикаторе тактической обстановки) и обеспечивать одновременное наведение ракет по четырем целям. Зона обзора + /-70 град. по углу места и +60/-60 град. по азимуту. Минимальная ЭПР цели, обнаруживаемой в нижней полусфере - 0,1 м2. Для обнаружения воздушных целей на больших дальностях используется режим поиска по скорости, затем включается режим одновременного сопровождения нескольких целей с автоматическим выбором частоты повторения импульсов. Цели отображаются на индикаторе тактической обстановки в виде символов с цифровой информацией о дальности и скорости. При сопровождении осуществляется анализ тактической обстановки, включающий определение числа целей в группе, опознавание типа "свой-чужой", оценку приоритетности целей (с выделением восьми наиболее важных, при этом летчик может сам вносить коррективы в список приоритетов). Однако доведение БРЛС RBE2 не сразу приобретет свои расчетные характеристики. Доведение ее до "штатного" уровня будет осуществляться поэтапно. Первоначально программное обеспечение системы управления вооружением (стандарт Block F1) позволит использовать станцию лишь по воздушным целям (обеспечение применения УР MICA ЕМ, УР малой дальности Magic-2 и пушки, радиоопознавание "свой-чужой"). Поставки самолетов, соответствующих уровню Block F1, начнутся в середине 2000 года. Разработка БРЛС RBE2 в варианте Block F1 завершена, ее конструкция "заморожена" и в конце 1999 г. станция выйдет на летные испытания. В настоящее время заказано 27 комплектов RBE2 в варианте Block F1.

Станция RBE2 в варианте Block F2 получит режим действия по наземным целям, а также расширит возможности по борьбе с воздушными целями. Она начнет поставляться в середине 2004 года. БРЛС этой серии позволит использовать УР MICA IR с ТГС (которая должна заменить ракету "Мажик"2), а также будет сопрягаться с многофункциональной информационно-управляющей системой MIDS (станция RBE2 Block PI, доработанная до уровня, обеспечивающего взаимодействие с системой MIDS, получит обозначение Block P1.1).

БРЭО Block F2 позволит самолету Rafal применять высокоточное оружие класса "воздух-поверхность" - тактические крылатые ракеты SCALP/EG, модульные высокоточные боеприпасы ASM и противокорабельное вооружение. Дополнительные возможности БРЭО (Block F3) позволят самолету Rafal использоваться для ведения разведки, а также нанесения ядерных ударов. Однако оборудование этой серии начнет поставляться не ранее 2007 года. Конструктивно радиолокационная станция состоит из четырех основных блоков: антенны, выполненной в виде пассивной фазированной решетки, передатчика, приемника с широким динамическим диапазоном, включающего аналоговый преобразователь высокой производительности и усилителя мощности передатчика, выполненного на ЛБВ с жидкостным охлаждением. Приемник имеет высокую чувствительность, позволяющую обнаруживать цели с малой ЭПР. Основные технологические узлы приемника, а также процессоров обработки сигналов зарезервированы. Программное обеспечение хранится в блоке памяти с произвольным доступом. Процессоры типа 64VLS разработаны на базе технологии гибридных модулей толщиной около 1 мкм

CMOS-структуры. Они имеют быстродействие 1 млрд. опер./с и являются программируемыми.

Пассивная ФАР разработана фирмой Радант. Она состоит из трехпозиционного излучателя и двух групп линзовых фазовращателей. Каждая линза (электронная призма) связана со своей осью сканирования по азимуту и углу места. Такая схема обеспечивает высокую гибкость управления лучом, широкую зону обзора, малые потери мощности, низкий уровень боковых лепестков диаграммы направленности антенны и высокую помехозащищенность. Пожалуй, наиболее важным усовершенствованием в области информационных систем станет оснащение самолета Rafal оптоэлектронной системой переднего обзора OSF (Optronique Secteur Frontal), в состав которой входит широкоугольный теплопеленгационный датчик и тепловизор с длиннофокусной оптикой, скомплексированный с лазерным дальномером. Блоки оптоэлектронных датчиков расположены в передней части фюзеляжа, перед козырьком фонаря, не ухудшая летчику обзор вперед-вниз. Система OSF рассматривается как "второй радар". Она позволяет вести поиск и сопровождение воздушных целей в широком секторе днем и ночью, а также опознавать их на большой дальности. Система способна обнаруживать противника на дальности до 100-150 км, осуществлять опознавание на дальности до 50 - 70 км и определять дистанцию до цели на дальности 40 км. Обеспечивается одновременное сопровождение до 10-20 воздушных целей и одновременное определение восьми наиболее приоритетных из них. Станция OSF может использоваться одновременно с БРЛС RBE2 и с подсистемой РЭБ "Спектра". Например, воздушная цель обнаруживается при помощи радара и датчиков "Спектры", после чего осуществляется ее сопровождение посредством OSF, а РЛС включается непосредственно перед атакой. Система OSF оптимизирована для работы по воздушным целям, однако предполагается в дальнейшем придать ей возможность действовать также по наземным и надводным целям. Хотя летчик самолета Rafal может применять очки ночного видения (кабинное приборное оборудование истребителя адаптировано к использованию таких очков), а также возможна подвеска контейнера с тепловизионным навигационно-прицельным оборудованием, система OSF дополнит его возможности при осуществлении навигации во время ночного полета. Она расширит способность самолета по ведению воздушной разведки, обеспечив возможность наблюдения за наземными целями на большой дальности в узком секторе. Кроме того, она обеспечит ограниченные возможности по целеуказанию (хотя лазерный дальномер, входящий в состав системы OSF, и не может использоваться как целеуказатель). Разработка системы OSF еще не завершена. Стендовые испытания ее макета предполагалось начать в июне 1998 г., а летные испытания первых двух прототипов на летающих лабораториях Myster-20 и Mirage-2000ВОВ - в начале 1999 г. Два других прототипа будут испытаны на самолетах Rafal в 2000 г. Представители фирмы Tompson-CSF заявили, что серийное производство системы начнется в 2001 -02 гг. Поставки самолетов с системой OSF (а также с БРЛС RBE2 Block F2) должны начаться в 2004 г., однако такими истребителями будут оснащаться лишь французские вооруженные силы. Оборонительный комплекс РЭБ "Спектра" включает приемники радиолокационного и лазерного излучения, встроенный датчик обнаружения подлета ракет (в ИК-диапазоне), систему выброса тепловых, оптоэлектронных и радиолокационных ложных целей, а также полностью твердотельную систему постановки активных радиолокационных помех с цифровым управлением. Общая масса аппаратуры комплекса - 250 кг. Приемник радиолокационного излучения имеет в 5-10 раз большую точность пеленгации, чем ранее применявшаяся аппаратура. Это позволяет летчику лучше ориентироваться в боевой обстановке без использования БРЛС, демаскирующей самолет. Серийный экземпляр комплекса РЭБ "Спектра", установленный на самолете Rafal, начал летные испытания в мае 1998 г. Им будут оснащены истребители в конфигурации БРЭО Block F1. К настоящему времени уже заказано 10 комплектов комплекса. Навигационно-пилотажное оборудование включает инерциальную навигационную систему SAGEM "Сигма"КЬ90 на лазерных гироскопах (на самолете Rafal-М сопрягается с ИНС авианосца посредством интерфейса SAT "Телемир"), приемник спутниковой навигационной системы NAVSTAR фирмы Секстан Авионик, радионавигационный комплекс SOCRAT TLS-2000, объединяющий приемники систем ILS/MLS и VOR/DME, систему ближней навигации "Такан" Tompson-CSF NC-12E, радиовысотомер TOMPSON-CSP/CNI, а также систему регистрации SFIM/Dassault Electronic. Кабина летчика оснащена широкоугольным дифракционным ИЛС Секстан Авионик СТН3022 (20х20 град.). Цветной жидкокристаллический индикатор тактической обстановки Топсон-CSF/SFENA с размером экрана 203 х 202 мм, размещенный в центральной части приборной доски, непосредственно под ИЛС, служит для представления тактической и навигационной обстановки, проецируемой на фоне цифровой карты местности. По своим возможностям этот прибор приближается к возможностям индикатора тактической обстановки самолета F-22. Два цветных многофункциональных табло фирмы Секстан Авионик на жидких кристаллах (127х127 мм), расположенные по бокам индикатора тактической обстановки, имеют тактильное управление и служат для вывода информации о состоянии основных бортовых систем, запасе топлива, кислорода и т. п. При действиях по наземным целям радиолокационная "картинка" лежащей впереди самолета местности может выводиться на ИЛС, накладываясь на реальное изображение закабинного пространства. Летчик оснащен на-шлемным прицелом-индикатором Секстан/Интертекник OPSIS. Имеется речевая система управления и сигнализации Секстан Авионик с дешифратором слитной речи. Летчик подает голосом команды переключения диапазонов систем связи. Система, имеющая "словарь", насчитывающий около 100 слов, информирует об угрозе со стороны РЛС противника. Управление самолетом осуществляется посредством боковой ручки управления и малоходового РУД. Рычаги управления выполнены в соответствии с концепцией HOTAS (обеспечивается управление 21 функцией). Все элементы бортово