Бизнес Портал - ZelLawreg
Поиск по сайту

Литературное чтение. Г

Когда я была маленькой (судя по обилию каракулей, книжка «Четыре конверта» попала мне в руки довольно рано), я просто эту книжку любила — и слушать, и листать. Чудно: странички были разные — и большие, и размером с конверт.

Цитаты из книги следуют за мной всю жизнь: про «озябли наши лапки, наши лапки очень зябки» . Про мишку, который на стенке левой лапой нацарапал: «Я проснулся!»

Это была моя любимая книжка. В остальном мой выбор падал исключительно на сказки про прекрасных и премудрых с длинными косами, но «Четыре конверта» были вне конкуренции.

Как взрослый человек, я пытаюсь понять, в чем дело. Откуда такое пристрастие? В чем сила притяжения этой книжки?

Ведь это очень интересно: понять какой-то правильный момент, найденный автором, и может быть даже применить его самому.

И знаете, в чем фокус, на мой взгляд?

Во-первых , в этой книжке мне писали письма. Мне, маленькой девочке (Алене, которая доставала конверты то с карниза, то из-под форточки, то получала их по птичьей почте, я особого значения не придавала — пусть тоже читает, не жалко, тем более что она нарисованная). Письма были мне. От зайчиков, от медведя, волков, дятла и даже налима.

Отсюда во-вторых . Эта книжка расширяет горизонт — как внешний (далекие леса), так и внутренний (многообразная жизнь других, отличных от меня). Звери в письмах делились тем, что для них важно. И мы с родителями разбирались в их проблемах. У волков зимой — пусто в брюхе. Рыба написала, что ждет нас без удочек. Значит, она не любит удочки. Кстати, а что такое удочки? Ну и так далее.

Обожаю «Четыре конверта» . Благодарю маму и папу. Благодарю Генриха Вениаминовича Сапгира . Благодарю прекрасных художников И.Галанина и О.Макаревского. С их помощью мы, малыши, впитывали многообразие ритмики и слов, вникали в игры цвета и фактуры и сопереживали кому-то еще, кто помнил о нас и писал нам письмо за письмом.

Этот сайт я также сделала из писем. Мои друзья попросили писать письма дочке Веронике, которая училась читать. А я подумала — а может письма с картинками ? Так и родился этот сайт. Спасибо всем!

Я подумала: ну не у всех же есть эта книжка (1969 год, тираж 150 000 экз.; может быть был еще тираж, но…).

Я совершенно любительски ее сфотографировала и разместила ниже всю, целиком. Вдруг вам пригодится?
Простите за каракули (пять извиняющихся улыбок).

Обложка

1 разворот


2 разворот


3 разворот


4 разворот


5 разворот


6 разворот


7 разворот


8 разворот


9 разворот


10 разворот


11 разворот


12 разворот


13 разворот


14 разворот


15 разворот


16 разворот


17 разворот


18 разворот


19 разворот


20 разворот


21 разворот


22 разворот


23 разворот


24 разворот


25 разворот


26 разворот


27 разворот


28 разворот

Тема урока: Генрих Сапгир «Четыре конверта»

Цели:

*познакомить детей с произведением Г. Сапгира «Четыре конверта»;

*отрабатывать навыки выразительного чтения;

*развивать память, речь, внимание;

*воспитывать берёжное отношение к природе, прививать любовь к поэтическим произведениям.

Развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

Развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

Развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

По ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Ход урока

I .Организационный момент

1.Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво

Тихо сели, спинки прямо

Все с улыбкою вдохнем

Наш урок начнём.

2.Психологический настрой

А начнем урок наш с настроя.

Какое настроение выбираем мы на данный урок?

Покажите, пожалуйста, смайликом.

Кроме радостного настроения возьмём и рабочий настрой.

II . Актуализация знаний.

(Под музыку П.И.Чайковского учитель читает стихотворение Ивана Бунина).

1. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

Что вы сейчас прослушали?

(Ответы детей)

(Ответы детей)

О чем было это стихотворение?

(Ответы детей)

Ребята, а кто ещё из поэтов писал об осени?

(Александр Пушкин, Константин Бальмонт, Фёдор Тютчев)

О них мы с вами говорили на прошлом уроке.

2.Проверка домашнего задания.

Какое было домашнее задание?

(Выучить одно из стихотворений наизусть.)

Сегодня мы начнем прослушивание, а остальных – на последующих уроках.

4 ученика

(Оценивание сразу)

Ребята, скажите, у кого осень является любимым временем года?

(Ответы детей)

А за что вы любите это время года? Кто может рассказать?

Слушая стихотворения об осени невозможно не обратиться к картинам осени. Каждый из вас нарисовал осень, как её себе представляет. Покажите, пожалуйста, ваши рисунки. И теперь давайте устроим выставку для всех, расположив их на доске.

(Дети вывешивают свои работы на доску)

III .Сообщение темы урока

Сегодня мы продолжим чтение произведений о природе осенью.

IV . Изучение нового материала.

А сейчас проведем речевую минутку.

Чтение скороговорок на слайде.

    Все клёны рыжие,

И не один не дразнится.

Раз всё равно все рыжие

Кому какая разница?

    Гроздья рябины

На солнце горят,

Рябит от рябины

В глазах у ребят.

(Дети читают 30 секунд, прослушивание троих)

2.Работа с текстом до чтения.

Открываем учебники на странице 182. Прочитайте название произведения.

Как оно называется?

(«Четыре конверта»)

А кто из вас, ребята, знает, что такое конверт?

(Ответы детей)

Конверт – это заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг.

(Показ учителем конверта)

(Генрих Сапгир)

Знакомо ли нам это имя?

(Ответы детей)

С каким произведением этого автора мы уже знакомы?

(«Нарисованное солнце»)

Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чем будем читать?

Кто будет героем этого произведения?

(…Ответы детей)

    Работа с текстом во время чтения.

1)Первичное чтение

3 ученика читают стихотворение наизусть.

(Поощрение, оценивание)

Ребята, а кто сможет объяснить название стихотворения?

(«Четыре конверта» - четыре времени года.)

Какого цвета конверт?

Почему конверт желтого цвета?

2)Словарная работа

Скат крыши – наклонная поверхность крыши

Карниз – продольный выступ над окном вдоль верхней части стены

Адресат – то, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление.

Обратный адрес – адрес отправителя

Озябли – замёрзли

Берлога – зимнее логовище медведя

Собранье – место решения важных вопросов

Косяк – стая птиц

3)Чтение стихотворение вслух по строфам с карандашом в руках.

1-я строфа.
- К кому обращён вопрос?

2-я строфа.
- Что интересного заметили? (
В строчках по одному слову. )
- Как вы думаете, для чего автор использует такой приём? (
Показывает, как летел конверт. )
3-я строфа.
- Нашёл ли конверт своего адресата? Как вы догадались?
-Кто такая Алёнка?
4-я строфа.
- Что необычного заметили? Почему автор так пишет?
(
Названия животных с заглавной буквы. Это лесной народ, он их уважает… )
- О чём же сообщают обитатели леса?

(Какие же перемены могут произойти в лесу)

Как встречают осень жители леса?

(Ответы детей)

5-я строфа.
- Как вы думаете, почему Бурундук отмечает эту примету осени?
(
Осень стала похожа на него. Ведь осень тоже можно назвать пёстрой, и Бурундук рыженький с полосками. )

6-я строфа.
- Отчего почерк Белки очень мелкий, не разобрать?

(
Маленькие лапки, петляет. )
- Что скрывается за посланием Белки? О чём можно догадаться?
(
Приглашает за лесным урожаем. )
7-я и 8-я строфы.
- Какое слово повторяется два раза? В каком значении употребил автор эти слова?
(
Собрались рано утром – скопились в одном месте у озера. Лететь собрались – решили, приготовились к отлёту. )

Отыщите ещё однокоренное слово, что оно означает? (Собранье – все присутствующие (все утки), что собрались вместе. )
- Как летят утки в тёплые страны? (
Косяком. )
9-я строфа.
- Неужели медведь отыскал берлогу всего на одну ночь? (
Одной ночью покажется ему зима, ведь он уснёт. )
- Как вы поняли предложение:
Утки тянут В путь-дорогу?
(
Приглашают с собой в тёплые края. )
10-я строфа.
- О чём решил поведать Ёжик?
- Почему послание обрывается, стоит многоточие, ведь, кажется, он многое хотел написать? (
Засыпает уже, нет сил. )

Ребята, а что такое многоточие?

(Знак препинания в виде трёх рядом поставленных точек, означает недоговоренность, возможность продолжения текста)
- Для чего же ящерица прячется под кору? (Уснёт до весны. )
11-я строфа.
- Как, по-вашему, почему Ерши нацарапали и чем? (
Острые плавники, колючие иголки. )
- Почему же они спешили? (
Река покрылась льдом. )
- Перечислите, кто же были авторами письма.

    Выборочное чтение стихотворения.

А сейчас мы проведем выборочное чтение и постараемся голосом, интонацией, движениями передать повадки и звуки собеседников.

Вернемся к названию стихотворения. Конверт был только один – желтый. А название…Что можно предположить?

(Мы прочитали только отрывок стихотворения)

Выставка книг

5)Творческие минутки.

А сейчас задание по парам.

О каком времени года мы сегодня говорили?

(Об осени)

Давайте сейчас сочиним синквейн об этом времени года. Тема синквйна – осень.

Времени на это отводится 3 минуты.

Прослушивание по одному синквейну с каждого ряда.

Устное поощрение.

V . Итог урока

О каких признаках наступления осени в лесу вы узнали?

В какой форме поэт знакомит с жизнью лесных обитателей осенью? (В игровой.)

Можно ли это стихотворение назвать познавательным? Почему?

VI .Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Покажите смайликом ребята, какое настроение у вас в конце урока.

VII . Домашнее задание.

- Напоминаю вам домашнее задание.

1.Чтение по ролям.

2.По желанию можно выучить стихотворение наизусть.

3.Подготовить сообщение о любом жителе леса (упомянутого в этом стихотворении).

Урок окончен. Я вас благодарю за работу на уроке.

Прекрасные стихи об осени от различных детских авторов для детей 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 лет на сайте Твой ребенок.ру!

Осина

В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.
Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели.

Осень-швея (Татьяна Гусарова)

Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьет одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.
Листочки на выбор - любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится,
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.
Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.

Деревья осенью

Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Все присмирело, съежилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела.
М. Садовский

Генрих Сапгир "Четыре конверта"

Вот конверт
Большой и желтый.
Как же нас, конверт,
Нашел ты?
Листья по ветру неслись.
И конверт летел,
Как лист.
Через поле -
Ниже,
Выше,
Прошуршал
По скату крыши,
Соскользнул
Тихонько
Вниз
И улегся на карниз.
Тут на стул Аленка встала
И конверт легко достала.
На конверте адрес мой.
А обратный чей?
Лесной!
Смотрим не без интереса,
Что же пишут нам из леса?
Пишут Лисы,
Пишут Лоси,
Пишут Зайцы:
"Осень! Осень!"
"Пожелтело все вокруг", -
Пишет пестрый Бурундук.
Вот записка и от Белки.
Почерк Белки очень мелкий.
Полчаса мы разбирали,
Над словами хмуря лбы,
Наконец-то прочитали:
"Есть орехи и грибы"
Пишут Утки с озера:
"Ночью подморозило.
Ох, озябли наши лапки.
Наши лапки
Очень зябки.
Рано утром
Мы собрались
И на юг
Лететь собрались.
И решило
Все собранье
Передать вам
"До свиданья".
Пишет Михаил Иваныч:
"Отыскал берлогу на ночь.
Утки тянут
В путь дорогу.
До весны!
Ложусь в берлогу".
Пишет Ежик:
"Листопад.
На пеньке - семья опят.
Тут же под корнями пня
Комнатенка у меня.
На постели
Лист резной…
Ждите весточки - весной!"
Ящерица написала:
"Бегать по лесу устала.
Кто - в берлогу,
Кто - в нору.
Я же прячусь
Под кору".
И еще два ерша
Нацарапали спеша
Извещение о том,
Что река
Покрылась льдом.
Переписка
Прекращается.
До весны
Ерши прощаются.

Октябрь

Листья опали,
Птицы пропали,
Всё, что цвело
Притаилось в опале.
Заняты норы,
Замерли споры,
Заиндевели утром заборы…
Что же так сладко в этой поре,
В сердце сжимающем нам октябре?!
М. Садовский

Осень (В. Авдиенко)

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый -
Кленовый.

Осенняя Гамма

Пусто чижика гнездо.
До.
День осенний на дворе.
Ре.
Воет ветер за дверьми.
До. Ре. Ми.
Светлых дней пуста графа.
Фа.
Побелела вся земля.
Ля. Лёд на лужах, словно соль.
Соль.
Шапку тёплую носи.
Си.
До. Ре. Ми. Фа. Соль. Ля. Си. До.
Дождь. Дождь. Дождь. Дождь.
Снег!
Лучезар Станчев

Осень (К. Бальмонт)

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся.
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья.

*** Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....
Алексей Плещеев

Иван Бунин Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

Ёжик

Под кустом свернулся ёжик
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
Разгоняя тучи.
В листья красные одетый
Улыбается пенёк.
Простоял сухой всё лето,
А теперь насквозь промок.
И. Могилевская

С летом год решил проститься
С летом год решил проститься,
Помутнела вдруг река,
Дружной стаей стали птицы
Собираться в отпуска.
И чтоб стало всё как в сказке,
Красоту земле даря,
Год разлил на осень краски
Из коробок сентября!
В. Марахин

Улетает лето

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах...
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят! Должно быть, это
Улетает наше лето.

Воробей

Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть -
Стесняется.
В. Степанов

Вот конверт
Большой и жёлтый.
Как же нас, конверт,
Нашёл ты?

Листья по ветру неслись.
И конверт летел,
Как лист.
Через поле -
Ниже,
Выше,
Прошуршал
По скату крыши,
Соскользнул
Тихонько
Вниз
И улёгся на карниз.

Тут на стул Алёнка встала
И конверт легко достала.
На конверте адрес мой.
А обратный чей?
Лесной!

Смотрим не без интереса,
Что же пишут нам из леса?
Пишут Лисы,
Пишут Лоси,
Пишут Зайцы:
"Осень! Осень!"

"Пожелтело всё вокруг",-
Пишет пёстрый Бурундук.

Вот записка и от Белки.
Почерк Белки очень мелкий.
Полчаса мы разбирали,
Над словами хмуря лбы,
Наконец-то прочитали:
"Есть орехи и грибы".

Пишут Утки с озера:
"Ночью подморозило.
Ох, озябли
Наши лапки.
Наши лапки
Очень зябки.

Рано утром
Мы собрались
И на юг
Лететь собрались.
И решило
Всё собранье
Передать вам
"До свиданья".

Пишет Михаил Иваныч:
"Отыскал берлогу на ночь.
Утки тянут
В путь-дорогу.
До весны!
Ложусь в берлогу".

Пишет Ёжик:
"Листопад.
На пеньке - семья опят.
Тут же под корнями пня
Комнатёнка у меня.
На постели -
Лист резной...
Ждите весточки - весной".

Ящерица написала:
"Бегать по лесу устала.
Кто в берлогу,
Кто - в нору.
Я же прячусь
Под кору".

И ещё два Ерша
Нацарапали спеша
Извещение о том,
Что река
Покрылась льдом.
Переписка
Прекращается.
До весны
Ерши прощаются.

Вот и зимушка-зима!
А из леса
Нет письма.
Что ж не пишут нам зимой
Ведь известен
Адрес мой.

Вьётся вьюга,
Крутит, вертит...
В форточку
Влетел конвертик -
Белый,
Яркий,
С красной
Маркой!

Ну-ка, Лена, посмотри,
Что за вести там внутри?
- Это пишут
Снегири!

Вот что пишут Снегири нам:
"Тихо в мире снегирином.
Снег сверкает по равнинам
В свете розовой зари...
Прогуляться в лес на лыжах
Приглашают Снегири".

А Синица - вёрткий хвостик
Приписала:
"Ждите в гости.
Завтра буду у кормушки
Я
И две мои подружки".

Пишет рыжая лиса:
"Стали белыми леса".

А от Зайцев нет письма?

Есть,
И длинное весьма.
Пишут,
Что на той неделе
Шубки белые
Надели.
Что вся жизнь их
На бегу,
Что ночуют
На снегу
И что ночи
Очень
Долги...

Ну, а что нам пишут Волки?

Пишут Волки:
"Пусто в брюхе.
Ходим-бродим,
Всё без толку.
Даже зубы
С голодухи
Положили мы
На полку".

Ну, а больше писем нет?

От Сороки нам привет.
Подпись у неё проста:
Чёрточка
И два креста.

Все слова мы прочитали
И вестей уже не ждали.
Но как раз под Новый год
Телеграмму Дятел шлёт.
Сообщает
Наш приятель:
"Ёлку выбрал точка Дятел".

А сегодня на рассвете
Распахнул оконце
Ветер.
Над просторами земли
Говорили
Журавли.
Не они ли
Уронили,
Подарили
Нам с тобой
Этот свёрток
Голубой?

Хоть поверьте,
Хоть проверьте,
Сто один привет в конверте.

От Скворцов,
От Грачей,
От Гусей,
От Журавлей...

Шлют нам Жаворонки трели:
"Тирли-тирли!
Приле-тели!"

А две Ласточки-касатки
Нам прислали две загадки
"Что мы лепим,
А не вьём?
И о чём
Поём
Вдвоём?"

Пишет нам Бобёр прилежный:
"Под кустом
Расцвёл подснежник".

Уверяет нас Налим,
Что вода
Чиста
Над ним.

Рады, рады
Два ерша,
Что погода
Хороша.

Старый Ёж из норки вылез.
Пишет:
"Почки распустились".

Даже Мишка Косолапый
С боку на бок повернулся
И на щепке
Левой лапой
Нацарапал:
"Я проснулся".

Птичья почта нас с Алёной
Принесла конверт зеленый.
Что же там,
В конверте этом?
Что из леса
Пишут летом?

Вот что пишет нам Куница:
"Родила лисят Лисица.
Три лисёнка
Лают звонко!
Называет их отец:
Рыжик,
Хвостик
И Хитрец".

Пишут Пеночки с полянки,
Что у маленькой Зарянки
Появился сын приёмный,
Очень жадный и огромный.
Птичке-маме очень трудно,
Есть он просит поминутно.
Червяков и мух глотает,
По всему предпочитает
Жирных гусениц зелёных
Ненасытный Кукушонок.

Пишет рыбка Колюшка,
Что с детьми ей горюшко.
Что
Весь день
В воде шалят
Сто
Весёлых
Колюшат!

Пишет вся речная рыба:
"Ждём без удочек.
Спасибо".

Пишет Мишка:
"Мёд нашёл
Я в дупле
У диких пчёл.
Сам бы ел
И вам послал,
Но боюсь пчелиных жал".

"Приезжайте!" -
Пишут Зайцы.

Через всю страницу вкось
"Приезжайте!" -
Пишет Лось.
Извещают нас Синицы,
Что сегодня состоится
Замечательный концерт.

Заглянули мы в конверт,
А в конверте - два билета,
Два билета
Прямо в лето.

Все конверты мы с тобой
Сохраним, Алёна,
Жёлтый, Белый, Голубой
И ещё Зелёный.

Один из моих самых любимых детских поэтов. По его стихам есть занятие в моей программе детских занятий. Ну как же приятно их читать! Незатейливые, на стыке сразу нескольких стилей. Тут не все стихи из сборника 4 конверта (уже само название как-то приятно интригует). Я выбрала самые-самые, которые возможно буду использовать на занятиях. Если кому-то дйствительно будет интересно почитать стихи и биографию, советую начать со стихов.. тогда все станет понятно.=))). Доброго прекарсного светлого утра и доброго дня. Пусть они будут такие же прекрасные как эти стихи=)

Пару слов об авторе из википедии:
Г.Сапгир принадлежал к редкому типу писателей протеического склада, на протяжении всего творческого пути меняющихся и ищущих новые формы высказывания. В ранних (рубежа 1950-60-х) текстах он чаще склонялся к социальной сатире, зачастую принимавшей, однако, изящные игровые формы,
В дальнейшем в поэзии Сапгира можно встретить также пейзажную лирику и гражданскую поэзию. Он создал несколько циклов сонетов и в то же время разрабатывал новые, экспериментальные формы, продолжающие традицию русских футуристов и немецких конкретистов, — например, «Послания на неведомом языке». Критики отзывались о нем как о классике современного русского авангарда. Автор многих книг. В поздний период в творчестве Сапгира органично сочетаются лаконизм и невероятное разнообразие выразительных средств, безоглядный эксперимент, любовь к точной детали, игре, гротеску, иронии и неожиданный искренний пафос, стремление к экстатическим состояниям духа. "У них в Питере был Бродский, а у нас в Москве — Сапгир" . Эта широко известная фраза отражает не столько разницу в литературных вкусах двух столиц, сколько реальный творческий вес поэта Генриха Сапгира (Андрей Вознесенский называет его великим), наследника и продолжателя дела гениальных творцов русского поэтического языка — от Василия Тредиаковского до Велимира Хлебникова. «Я искал новую гармонию в языке, которую и находил»

У травы — зелёные слова,
И слышны они едва-едва.
А у ветра — синие слова,
И от них кружится голова.
А у солнца — столько ясных слов.
Красных песен, золотых стихов!
Всех друзей сегодня я зову
Слушать солнце, ветер и траву.

Туча
По небу
Плыла,
Вёдра полные
Несла.
Туча брякнула
Ведром —
Прокатился
В небе
Гром.
И над лесом,
И над кручей
Засверкали
Злые молнии!
Расплескались
Вёдра полные!
Туча с тучею
Ругаются,
Вёдра по небу
Катаются!..

Лёг
В тени
На песок
Жёлтый солнечный кружок.
Подбежал к нему котёнок:
«Это, кажется, зайчонок!»
Цап-царап!
А зайчонок из-под лап
Прыг-скок,
Догоняй! —
И забился
Под сарай.
«Мяу!— думает котёнок.—
Это, кажется, мышонок!..»
Подобрался —
Цан-царап!
А мышонок из-цод лап
Прыг-скок
По стене,
Вверх-вниз —
На окне.
— Мяу! Мяв! — сказал котёнок.
Это жёлтенький скворчонок! —
По трубе
К нему полез,
А скворчонок
Вдруг исчез.

По вечерам, А этот пасмурный
По вечерам Старик
Луна глядится Всегда одетый
В стёкла рам. Спать привык.
И спать ложатся И без галош
Чудаки И без пальто
Надев пенсне Он не ложится
Или очки. Ни за что.
Чтобы яснее Его задумчивые сны
Видеть сны. Всегда дождливы
Слетающие к ним И грустны.
С луны. А вот — лукавый Бородач.

Причём одни Он под подушкой
Привыкли брать Прячет мяч.
Карандаши Он знает,
С собой в кровать, Что во сне опять
Чтоб всё во сне Он будет бегать
Нарисовать, И играть.
Другие — Лужайка будет.
Свой магнитофон. Солнца свет —
Чтоб записать И будет снова
Красивый сон. Восемь лет.

Чудак математик
В Германии жил.
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так
Человек
Изобрёл
Бутерброд.
На улице в утренние часы

Вчера или когда-то
Жил-был чудак один.
Он был как будто скроен
Из разных половин.
Своим нелепым видом
Он удивлял ребят:
Посмотрят справа — брит он
А слева — бородат.
Одет он справа щёголем,
А слева — кое-как.
Одна нога босая,
А на другой — башмак.
Одна нога танцует,
Другая - - в стороне.
Одна рука: подите прочь,
Другая: все ко мне.
Всё время улыбается
Одна сторона лица,
Другая всё время хмурится
П плачет без конца.
Так жили половинки
Не в лад и невпопад
И лишь одно любили —
Трёхслойный мармелад.
а еще и сценарии мультов писал=)
1964 — «Лягушонок ищет папу» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1965 — «Медвежонок на дороге» (мультфильм) — автор сценария совместно с Р. Качановым
1966 — «Главный Звездный» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1966 — «Мой зеленый крокодил» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1967 — «Как стать большим» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1967 — «Легенда о Григе» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1967 — «Паровозик из Ромашкова» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1967 — «Честное крокодильское» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1968 — «Не в шляпе счастье» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1968 — «Ничто не забыто» (Человек с закрытыми глазами) (мультфильм) — автор сценария
1968 — «Пугало» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1969 — «Солнечное зернышко» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1970 — «Сладкая сказка» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1970 — «Я нарисую солнце» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1971 — «Край земли» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1971 — «Ослик Плюш» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1971 — «Удивительный китёнок» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1972 — «В тридесятом веке» (мультфильм) — автор сценария
1972 — «Ветерок» (мультфильм) — автор сценария
1972 — «Самый уважаемый» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1973 — «Волшебные фонарики» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1973 — «Небылицы в лицах» (в к/а Весёлая карусель № 5) (мультфильм) — автор сценария
1973 — «Первые встречи» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1973 — «Спасибо» (мультфильм) — автор сценария
1974 — «Как козлик землю держал» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1974 — «Утренняя музыка» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Баллом
1975 — «И мама меня простит» (мультфильм) — автор сценария
1975 — «Наша няня» (мультфильм) — автор сценария
1976 — «Птичий праздник» (мультфильм) — автор сценария
1976 — «Сказка о жадности» (мультфильм) — автор сценария совместно с С. Прокофьевой
1976 — «Чуридило» (мультфильм) — автор сценария
1977 — «Не любо — не слушай» (мультфильм) — автор сценария совместно с Л. Носыревым
1977 — «Серебряное копытце» (мультфильм) — автор сценария
1978 — «Мой приятель светофор» (мультфильм) — автор сценария совместно с С. Прокофьевой
1979 — «Недодел и передел» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Сокольским
1979 — «Принцесса и людоед» (в к/а Весёлая карусель № 9) (мультфильм) — автор сценария совместно с Э. Назаровым
1980 — «Пирог со смеяникой» (мультфильм) — автор сценария
1981 — «Мороз Иванович» (мультфильм) — автор сценария
1982 — «Сладкий родник» (мультфильм) — автор сценария
1983 — «Сказка об очень высоком человеке» (мультфильм) — автор сценария совместно с О. Дризом
1984 — «Охотник до сказок» (мультфильм) — автор сценария
1984 — «Про Буку» (мультфильм) — автор сценария
1984 — «Про Фому и про Ерему» (мультфильм) — автор сценария
1984 — «Синеглазка» (мультфильм) — автор сценария
1986 — «Дореми» (мультфильм) — автор сценария
1986 — «Трое на острове» (мультфильм) — автор сценария
1986 — «Улыбка Леонардо да Винчи» (мультфильм) — автор сценария
1987 — «Вечные льды» (мультфильм) — автор сценария совместно с Л. Носыревым
1987 — «Как ослик грустью заболел» (мультфильм) — автор сценария
1987 — «Морожены песни» (мультфильм) — автор сценария
1991 — «Маленькая колдунья» (мультфильм) — автор сценария

Стихотворение Сапгира Смеянцы из сборника лучших стихов Сапгира от Deti-Online.com.

В стране Хохотании
Жили смеянцы.
Любили смеянцы
Веселье и танцы,
И просто смеяться
Любили смеянцы.

Пусть слово не ново
И шутка стара -
Смеяться готовы
Они до утра.

Признаться, порою
Бывало и так:
Глядят друг на друга,
Смеются в кулак.

Да что в нем смешного,
В соседе твоем?
- Нам просто приятно
Смеяться вдвоем.

А если кто падал
И ушибался,
Не хныкал,
Не плакал,
Вставал
И смеялся.

Смеянцы трудиться любили,
По будням они мастерили
Из каждой шутки -
Дудки,
Из каждой улыбки -
Скрипки,
А из самого громкого
Хохота -
Барабаны,
Полные грохота!

И каждое воскресенье
Смеянки пекли печенье
Из хорошего
Настроения.

Так жили смеянцы,
Не зная забот,
Но вот...

В страну Хохотанию
Прибыл Дракон.
На трех самолетах
Пожаловал он.

Над Смехоградом
Ударил гром:
Дракон опустился
На смеходром.

Солидный дракон,
Трехголовый,
Блестит
Чешуею лиловой.

Сбежались смеянцы:
- Скажите, откуда
Такое смешное,
Нелепое чудо? -
Дымом дохнули
Три головы:

Слушайте, вы!
Отныне,
Смеянцы,
Смеяться не смейте,
Иначе вы будете
Преданы смерти!

Испепелю!
Мое слово - закон.
Я, как известно,
Ужасный Дракон.

Смеются смеянцы
Дракону в ответ:

Драконов на свете
Давно уже нет!

Да разве такие
Драконы бывают?

И вовсе не так
Они рты разевают!

Какой там дракон -
Трехголовый жираф!

Хо-хо,
Да ведь это
Пожарный рукав!
- Хе-хекс,
Трехголовый?!
- Ха-ха,
Это ж чайник
Из племени чайников
Необычайных!..

И криком и смехом
Совсем заглушен,
"Но я же дракон!" -
Убеждает Дракон.
- Ты уж!
- Ты лягушка! -
Дракон разозлился.
Как жаркая печка,
Дракон раскалился...

И тут бы, наверно,
Случилась беда.
Но...
Вспыхнул Дракон
И сгорел без следа.

Со злости сгорел,
Да.

Над городом смеха
Веселое эхо
И шуткам
И песням
Звучало в ответ:
"Драконов,
Драконов,
Лиловых,
Зеленых,
Огромных
И страшных,
Давно уже нет!"

И ласточки в небе
Затеяли танцы.

В стране Хохотании
Жили смеянцы.

В стране этой
Очень легко оказаться.
Просто вам надо, друзья,
Рассмеяться.

Людоед и Принцесса, или всё наоборот

Вот как это было.
Принцесса
Была прекрасная,
Погода была ужасная.
Днём,
Во втором часу,
Заблудилась принцесса
В лесу.
Смотрит: полянка
Прекрасная,
На полянке землянка
Ужасная.
А в землянке — людоед:
— Заходи-ка
На обед! —
Он хватает нож,
Дело ясное.
Вдруг увидел, какая...
Прекрасная!
Людоеду сразу стало
Худо.
— Уходи, — говорит, —
Отсюда.
Аппетит — говорит, —
Ужасный.
Слишком вид — говорит, —
Прекрасный!

И пошла потихоньку
Принцесса,
Прямо к замку
Вышла из леса.
Вот какая легенда
Ужасная!
Вот какая принцесса
Прекрасная!

А, может быть, было всё наоборот:
Погода была
Прекрасная,
Принцесса была
Ужасная,
Днём,
Во втором часу,
Заблудилась принцесса
В лесу.
Смотрит: полянка
Ужасная,
На полянке землянка
Прекрасная.
А в землянке — людоед:
— Заходи-ка
На обед! —
Он хватает нож,
Дело ясное.

Вдруг увидел, какая...
Ужасная!

Людоеду сразу стало
Худо.
— Уходи, — говорит, —
Отсюда.
Аппетит, — говорит, —
Прекрасный.
Слишком вид, — говорит, —
Ужасный.

И пошла потихоньку
Принцесса,
Прямо к замку
Вышла из леса.
Вот какая легенда
Прекрасная!

Вот какая Принцесса
Ужасная!

Морская собака

Хвостик рыбки
По ошибке
Как-то вырос
У соба...
Ты, собака, -
Не собака,
Погляди-ка
На себя.

А собака
Заявляет,
Рыбьим хвостиком
Виляет:
- Я - собака.
Допускаю,
Что собака
Я морская.
Но беды
Не вижу в том,
Пока могу
Вилять хвостом.