Бизнес Портал - ZelLawreg
Поиск по сайту

Общечеловеческие этические ценности в социальной работе. Этические ценности социальной работы

В основе этических нормативов социальной работы можно выделить шесть основных источников:
1.общечеловеческие ценности;
2.этические традиции благотворительности;
3.ценности современного российского общества;
4.этические нормативы зарубежных стран;
5.специфические ценности современной российской социальной работы;
6.личностные ценности и идеалы специалистов.

Требования этического кодекса

Требования в этическом кодексе – это, во-первых, требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; во-вторых – требования к личности профессионала.
Этические требования к характеру профессиональной деятельности представлены в форме моральных норм, моральных правил и принципов.
а) моральная норма – общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Можно говорить об общих нормах профессиональной морали (например, требование бять гуманным, добрым, объективным и т.п.) и частных нормах, конкретизирующих общие (например, честность в отношениях с клиентом и т.п.);
б) моральные правила – конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда. Моральные правила наиболее гибки и подвижны, постоянно обогащаются по своему содержанию.
в) принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник в своей повседневной деятельности.

Этические кодексы непременно содержат и требования к качествам личности специалиста (самостоятельно выделите в ЭК).

Соблюдение каждым социальным работником этического кодекса – критерий ее общественной значимости и ценности, условие роста авторитета профессии, самоуважения и самоутверждения личности специалиста в профессиональной группе и в обществе.



2. Профессиональная социальная работа как деятельность совокупной профессиональной группы, объединяющая в себе поведение и деятельность каждого конкретного специалиста, подлежит тщательному регулированию, которое, являясь многоуровневым, может выполнять различные функции.

В первую очередь, этико-ценностное регулирование выполняет функцию обеспечения заданного, запланированного обществом и государством конечного результата деятельности. В этом случае оно социальной работы направлено на обеспечение нормативного содержания процесса деятельности, детерминацию его целесообразности, непрерывности, последовательности, эффективности каждого из этапов и процедур и т.п. Также как и другие виды регулирования профессиональной деятельности, этико-аксиологическое регулирование, выполняя эту функцию, способствует реализации социального заказа общества на конечный продукт деятельности.

В силу специфики социальной работы как особого вида профессиональной социальной деятельности и своеобразия самого этико-ценностного регулирования, выполнением этой функции оно не ограничивается.

Действительно, внешнее измерение социальной работы в зависимости от точки зрения может выглядеть по-разному: социальная работа может предстать перед исследователем и как акт индивидуального (и/или коллективного) милосердия и гуманизма, когда человеком движет сострадание к другому человеку и он предпринимает определенные усилия, направленные на помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации и нуждающемуся в помощи. Социальная работа здесь выступает как результат реализации качеств личности, оказывающей помощь нуждающемуся, осознания ею лично общественной необходимости, ее личной активности. Но она есть результат не только доброты личности или общественной необходимости, но и чувства взаимной ответственности граждан, причем ответственность распространяется не только на прошлое и нынешнее положение нуждающегося, но и на его будущее состояние. Эта ответственность распространяется не только на качество жизни человека, но и на качество его личности. Такая ответственность человека и общества предполагает не только желание, но и умение оказывать помощь, знание человека и условий его жизнедеятельности, возможности использования индивидуальных и социальных ресурсов. Она накладывает на помогающего ответственность (в разумных пределах, конечно) за все, что происходит с человеком и обществом и устанавливает качественно новые связи между человеком и другим человеком, человеком и обществом, человеком и мирозданием. Чувство такой ответственности возникает, когда человек и общество признаются высшими ценностями и личность ощущает потребность в содействии их реализации. Именно человек и общество здесь выступают главными результатами социальной работы. Причем когда мы говорим «человек», то имеем в виду и человека, получающего помощь, и человека, оказывающего помощь.

Социальная работа, внешне являющаяся актом индивидуального милосердия, на самом деле может быть построена на иных ценностях и, соответственно, преследовать иные цели. В частности, известная поговорка о том, что «нищий богатым питается, а богатый нищим спасается» дает возможность увидеть иные ценности и цели помогающего: личное спасение, индивидуальный душевный покой и т.п., в то время как «спасаемый», т.е. индивид, получающий помощь, выступает как условие и средство спасения. В этой ситуации важнейшим результатом социальной работы является не только и не столько изменение ситуации нуждающейся личности, сколько изменение к лучшему жизненной ситуации человека, оказывающего помощь, а преодоление трудной жизненной ситуации объектом деятельности становится вторичным по значимости результатом. Чувство ответственности в данном случае ограничивается ответственностью помогающего за себя лично.

При таком подходе к социальной работе – как к средству личного спасения – ценность человека приобретает отчетливо ситуативный утилитарный характер, хотя формальный результат деятельности может быть позитивным: проблемная ситуация будет разрешена.

Но профессиональная социальная работа (имеется в виду помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации) может внешне выглядеть как одно из направлений деятельности сервисной службы, куда желающий (или нуждающийся) может обратиться и заказать любую услугу по собственному выбору, но в рамках закона. В этом случае специалист, работающий с клиентом и оказывающий ему услуги, предстает в ином качестве: главное, что от него требуется – это обеспечить высокое качество оказываемой услуги и постараться при этом избежать нареканий со стороны заказчика. При таком понимании социальной работы полную ответственность за себя несет сам клиент, а в качестве основного результата социальной работы здесь выступает оказанная социальная услуга. И именно она обладает в такого рода «социальной работе» высшей ценностью. Человек же (клиент) вновь становится ценностью второго порядка - средством и условием, с помощью которого оказывается социальная услуга и осуществляется социальная работа.

Таким образом, эти различные подходы к определению результата и содержания социальной работы на деле означают разницу в подходах к определению ее смысла: в одном случае социальная работа – это созидание, оптимизация личности, ее жизни и судьбы и, следовательно, деятельность, направленная на реализацию ценности человека и общества. В другом случае она приобретает характер деятельности, способной удовлетворять индивидуальные запросы субъекта, причем личность клиента имеет ситуативную ценность. В третьем – это одна из форм сервиса в ряду многих, и человек-клиент имеет ситуативную ценность в период взаимодействия со специалистом как заказчик, потребитель услуги, работодатель.

3.Личностно-нравственные качества социального работника, их краткая характеристика и методы формирования.


Специалист по социальной работе обеспечивает решение многих социальных, психологических, педагогических, этических, правовых проблем общества и человека; предупреждает развитие негативных тенденций в обществе, содействует улучшению психического и физического здоровья, развитию возможностей самореализации каждого человека, повышению качества его жизни.
Уже в самом определении социальной работы можно заметить, что данный вид деятельности предъявляет самые высокие требования к профессиональным, личностным и нравственно-этическим качествам специалиста.
Специалисты по социальной работе ответственны за судьбу человека, его физическое, психическое и социальное благополучие, что входит в определение здоровья, записанное в уставе ВОЗ.
Социальную работу можно отнести к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют ее успешность и эффективность. Выделяют ряд профессионально важных качеств, без которых немыслим социальный работник, и которые необходимо вырабатывать, если они не принадлежат человеку изначально.
Основу личности социального работника-психолога должна составлять нравственность как внутреннее, духовное качество личности, потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, творить добро, приносить людям благо. Нравственное поведение социального работника определяется такими качествами его личности, как честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, творческое мышление и, конечно же, стремление к самосовершенствованию. Очень важно еще одно личностное качество - эмпатия. Эмпатия (от греч. еmpatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - "вчувствование" в переживания другого человека
Центральной характеристикой соц. работника является милосердие. Деятельная любовь к людям. Другой важный компонент деятельности социального работника - его профессиональные умения и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи. Так же можно назвать следующие качества, необходимые для определения профессиональной пригодности к осуществлению соц. работы для соц. работника:
- высокий уровень интеллектуального развития; хорошая саморегуляция; навыки самодисциплины; способность проявлять терпимость; настойчивость; способность помогать людям в трудных ситуациях; физическая сила, выносливость; способность к перенесению больших психологических и моральных нагрузок; здравый смысл, умение четко мыслить; чуткость.
Главным противопоказанием к осуществлению соц. работы является экстремизм любого толка (от политического до религиозного).
Специалист по социальной работе должен быть хорошо подготовленным профессионалом; умело вести работу среди населения по устранению конфликтных ситуаций, правонарушений, а в современных условиях - оказывать помощь жертвам экологических катастроф, уметь в экстремальных условиях найти правильное решение по социальной защите населения.
Высокий уровень требований к специалисту по социальной работе - профессионалу обусловлен рядом обстоятельств:
1. Социальная работа затрагивает интересы значительной части общества, оказывая реальное влияние на качество жизни людей.
2. Социальная работа соприкасается с технологиями, определяющими потребление ощутимой части бюджетных средств, которые при адекватном уровне могут существенно поднять эффективность их использования.
3. Социальная работа позволяет в определенной мере управлять основными социальными детерминантами здоровья (доходы, занятость, образование), что обеспечивает условия жизни и труда, определяющие 50 % потенциала здоровья, при том что еще 20 % потенциала определяется генетическими (биологическими) факторами, 20 % - экологическими, 10 % - системой здравоохранения Управление социальными детерминантами здоровья требует активного внедрения в жизнь общества социальной медицины.
Данный вид деятельности предъявляет самые высокие требования к профессиональным, личностным и нравственно-этическим качествам специалиста.
При подготовке специалистов по социальной работе весьма актуален процесс профессионального отбора. Социальную работу можно отнести к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют ее успешность и эффективность. Выделяют ряд профессионально важных качеств, без которых немыслим социальный работник, и которые необходимо вырабатывать, если они не принадлежат человеку изначально.
Основу личности социального работника-психолога должна составлять нравственность как внутреннее, духовное качество личности, потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, творить добро, приносить людям благо. Нравственное поведение социального работника определяется такими качествами его личности, как честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, творческое мышление и, конечно же, стремление к самосовершенствованию.
Социальная работа, особенно ее реабилитационная часть, требует активного использования широкого спектра технических и информационных средств, навыков и умений специалистов, способных не только дать совет, а конкретно помочь в адаптации к социальной среде, обеспечить человеку возможности для достижения необходимого качества жизни с удовлетворением потребностей социокультурного, интеллектуального, этического характера, с сохранением человеческого достоинства.
Последнее обстоятельство требует применения соответствующих образовательных технологий при подготовке специалистов по социальной работе. Необходимость широкого спектра умений и навыков требует более активного переноса практической подготовки специалиста по социальной работе из аудиторий на базы соответствующих центров социальной реабилитации. При этом в социальных центрах должны использоваться преимущественно соответствующие социальные технологии, а не только традиционные управленческие, медицинские или психологические, которые внедряются по стереотипу как более известные. Эти технологии не заменяют социальных.
Личностные качества социального работника делятся на три группы.
К первой группе личностных качеств относятся требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.
Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества - физическую тренированность, само внушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
К третьей группе личностных качеств социального работника относят визуальность (внешнюю привлекательность личности), коммуникативность, эмпатичность, красноречивость и так далее.
Кроме личностных качеств, рассмотренных выше необходимо отметить, что социальный работник должен быть примером и образцом для подражания со стороны других в мыслях, чувствах и поступках; должен вызывать у человека благородные чувства, желание и стремление становится лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей; должен вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию; социальный работник должен находить нужный стиль общения с каждым, добиваясь его расположения и взаимопонимание. Он должен приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитуемого.Социальный работник должен вызывать к себе уважение со стороны людей, пользоваться неформальным признанием с их стороны, иметь авторитет.
Реализация вышеперечисленных качеств может быть определена названием "профессиональная", "трудовая этика" социального работника

5. Наряду с этическими стандартами взаимодействия социальных работников между собой и с клиентами встает вопрос об этике взаимодействия социальных служб между собой и со сторонними организациями и структурами, вопрос об этике взаимодействия системы социальной защиты с обществом и государством.
Основные стандарты этического поведения подразделяются на четыре группы (блока). Первая направлена на регулирование этических отношений между социальными работниками и клиентами, реализацию определенной нормы поведения социального работника по отношению к клиентам. Вторая группа – на стандарты взаимоотношений социального работника с агентствами и организациям. Третья – на стандарты поведения социального работника в отношениях с коллегами. Четвертая – на стандарты по отношению к профессии.
Составной частью этики социальной работы является этика исследований в социальной сфере (например, оценивание эффективности качества социального обслуживания населения). Социальный работник, занятый научными исследованиями, руководствуется главным принципом "Не навреди клиенту", он тщательно взвешивает возможные последствия своих изысканий и при проведении обследований клиентов должен убедиться в том, что согласие его участников является добровольным. Социальный работник должен обеспечить защиту участников исследований от дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба; полученная в ходе исследования информация об его участниках рассматривается как конфиденциальная.
Приведем примеры этических кодексов, принятых ассоциациями социальных работников некоторых стран.
Российская межрегиональная Ассоциация работников социальных служб
На российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994 г.) был принят профессионально-этический кодекс социального работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания.
1. Принцип моральной ответственности перед клиентом:
– работники должны относиться к клиентам с присущим их профессии гуманизмом;
– интересы клиентов являются приоритетными для работников социальных служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работников службы;
– работники социальных служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации;
– работники социальных служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем.
2. Принцип моральной ответственности перед обществом:
– деятельность работников социальных служб должна способствовать росту благосостояния всего общества;
– работники социальных служб должны откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, пола, сексуальной ориентации, возраста и состояния здоровья.
3. Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами:
– работники социальных служб обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в профессиональной деятельности;
– работники социальных служб должны поддерживать и укреплять все то, что способствует осуществлению ими собственного предназначения;
– работник социальной службы должен стремиться к сотрудничеству с коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками социальных служб должны строиться на взаимном уважении и доверии.

6. Академик Н. Н. Моисеев раскрывает значение морали на ранних этапах первобытного общества на следующем примере. Известно, что все люди, живущие в настоящее время на Земле, являются потомками кроманьонцев, которые в эпоху неолита определились как единственные представители среди других близких им видов предков современного человека. Причина вымирания этих видов, оказывается, заключалась в их цивилизационных, в частности моральных, особенностях. Например, это были и неандертальцы, которые жили в то же время и в тех же краях, что и кроманьонцы, и в умственном отношении не уступали последним. Но неандертальцы были более агрессивны, о чем свидетельствует строение их черепов, им было труднее преодолевать действие биосоциальных законов и подчиняться социальным правилам поведения и дисциплине, вырабатывать систему запретов и норм общения. Тем самым они теряли в скорости прогресса своего развития и исход борьбы между родственными популяциями был предрешен – «неандертальцев подвела нравственность»*. Этот пример свидетельствует, что уже на заре цивилизации духовный фактор, в содержании которого центральным элементом является мораль, играл решающую роль в становлении и развитии человека и общества.

7.Этические принципы в социальной работе, принятые Международной федерацией социальных работников в 2004г. (Австрия): понятие, основное содержание и назначение принципов.


Социальная работа является деятельностью, осуществляемой чаще всего в сложных ситуациях, которые нередко характеризуются нестандартностью. Технологии социальной работы в преломлении на конкретного клиента не дают однозначных ответов о действиях специалиста. Каждый человек имеет выраженную индивидуальность. Это требует от каждого специалиста готовности к принятию штучных решений во многих неформальных ситуациях.
Принятию правильных решений в подобных случаях помогают этические принципы социальной работы - наиболее общие требования и правила, выражающие основные варианты поведения специалиста по отношению к субъекту профессиональных отношений в процессе оказания социальных услуг.
1. Права человека и человеческое достоинство.
Социальная работа основывается на уважении неотъемлемой ценности и чувства собственного достоинства всех людей, а также прав, которые из этого следуют. Социальный работник обязан помогать и защищать физическую, психологическую, эмоциональную и духовную неприкосновенность и благополучие каждого человека.
Это означает:
- Уважение права на самоопределение - социальные работники должны предоставлять клиенту возможность самому делать выбор и принимать решения, если это не угрожает правам и законным интересам других людей.
- Предоставление права на участие клиентов (путем вовлечения) в процессах, что предоставит им возможность быть уполномоченными в принятии любых решений касательно их собственной жизни.
- Оказание помощи каждому человеку в полной мере, что означает этическое предписание социальному работнику рассматривать личность в целом, совместно с семьей, общественностью, социальным и природном окружением и другими аспектами жизни личности.
- Идентификация и развитие достоинств - социальные работники должны фокусировать свое внимание на достоинствах всех индивидов, групп и сообществ и таким образом содействовать их развитию.
2. Социальная справедливость.
Социальные работники должны обеспечивать социальную справедливость, как в отношении всего общества, так и в отношении людей, с которыми они непосредственно работают. Это означает, что социальный работник обязан обеспечить:
- Предотвращение дискриминации - предотвращать негативную дискриминацию, основанную на таких базовых характеристиках, как: способности, возраст, культурные особенности, половая принадлежность, семейный статус, социально-экономический статус, политические взгляды, цвет кожи, расовая принадлежность и другие физические характеристики, вероисповедание.
- Признание различий - признавать и уважать этические и культурные различия тех сообществ, в которых они осуществляют свою деятельность, учитывая индивидуальные, семейные, групповые и общественные отличия.
- Справедливое распределение ресурсов, которыми располагают социальные работники, и в соответствии с первоочередными потребностями.
- Оспаривание несправедливой политики и деятельности - привлечение внимания работодателей, высших должностных лиц, политиков и общественности к таким ситуациям, в которых деятельность не отвечает этическим требования, а также в которых распределение ресурсов и политика являются неправомерными и пагубными.
- Солидарная деятельность - осуществлять деятельность в интересах всего общества, обращать внимание на социальные условия, которые содействуют социальному исключению, стигматизации или подчинению.

9. Необходимость этической регламентации профессионального поведения наблюдается в социальной работе (и не только в ней) в современном российском обществе. Основными причинами этого явления можно считать следующие:

1. Общее падение духовности и нравственности в нашей стране, утрата положительных ценностных ориентации не может не сказаться и на нравственном облике конкретных социальных работников как членов социума. В современных условиях развития российского общества, когда для одних людей на первом месте стоит стремление достигнуть личного успеха, обогатиться, используя для этого все возложенные средства, а для других - физическое выживание любой ценой, падение нравственности неизбежно. Волюнтаристское разрушение высших, надличностных гуманистических ценностей, определяющих стратегические цели развития, идеалы и смысл как личностного, так и общественного бытия, закономерно приводят к резкому снижению ценности человеческой жизни, личности как таковой, пренебрежению ее честью и достоинством. Моральное саморазрушение общества идет быстрее, чем становление «новых» гуманистических ценностей. Как показывает историческая практика, в такой период высокие этические нормы, усвоенные в процессе воспитания и социализации личности, закономерно и объективно отходят на второй план.

Социальная работа пока еще не имеет в нашей стране того высокого статуса и престижа, который она имеет, например, в странах Европы и Америки. Это не может быть объяснено только «молодостью» данной профессии в нашей стране, несовершенством законодательной базы, недостаточным количеством отдельных видов социальных служб и социальных работников в них. Дело еще и в кадрах, далеко не всегда грамотно и в полном объеме выполняющих свои обязанности: социальные работники чаще всего допускаются к работе без какой бы то ни было теоретической и практической подготовки, получая навыки профессиональной деятельности уже в процессе работы и обучаясь затем на курсах повышения квалификации, в вузах или средних специальных учебных заведениях.

Но дело не только в профессиональной подготовке, т. е. квалификационном уровне специалистов. В условиях стагнации производства, безработицы, низкого уровня оплаты труда работников бюджетных организаций (к которым относятся и социальные службы), в условиях невыплат или задержек заработной платы и пенсий, в социальную работу порой прихо-дят люди случайные, морально не готовые к данному виду деятельности, ставящие перед собой цель лишь пережить тяжелые для них времена, стремящиеся иметь хотя бы какую-нибудь работу и стабильный источник средств к существованию. Такие социальные работники, не имея соответствующей мотивации к труду, выполняют свои профессиональные обязанности лишь в меру внешней необходимости, не руководствуясь при этом соображениями гуманности своей миссии, внутренней потребностью помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности является в нашей стране инновацией, получившей толчок к развитию спустя три четверти века после ее становления в странах Европы и Америки. Естественным для нашей страны является изучение опыта государств, имеющих отлаженную, надежную, проверенную временем и эффективную систему социальной защиты. Но каждое государство шло к нынешнему состоянию социальной защиты своим путем, учитывая местные условия, потребности населения и возможности их удовлетворения. В связи с этим изучение зарубежного опыта социальной работы, помимо положительной возможности учиться на чужом опыте, несет в себе определенный негативный момент - понравившаяся модель, безукоризненно работающая на «родной» почве и имеющая специфические черты, ценности и моральную направленность, учитывающую менталитет народа, его ожидания и конкретные социальные обстоятельства (в совокупности детерминирующие выбор той или иной модели социальной защиты), может быть полностью или частично неприменима в условиях современной России.

Вместе с тем зарубежные модели социальной защиты имеют своих сторонников в нашей стране, что порождает неоднозначность понимания представителями различных научных школ самой сущности социальной защиты, ее целей и задач, ценностных ориентации и т. д. и вызывает различное толкование подходов к деятельности и взаимодействию - как с клиентом, так и внутри системы социальной защиты, в том числе и в области моральных отношений между субъектами и объектами социальной работы.

Социальная работа как институт не является автономной; она многочисленными, неодинаковыми по значимости, содержанию и направленности нитями связана с различными государственными и негосударственными структурами. Государство и местные органы власти оказывают мощное воздействие на социальную работу, определяя в значительной мере не только то, где должны работать социальные работники, но и то, чем и как они должны заниматься, какие социальные группы должны являться объектом их воздействия, какого рода должно быть это воздействие, на каких условиях, в какие сроки и в каком объеме должна оказываться помощь.

Оказавшись в значительной мере зависимой от внешних институтов, в первую очередь от государственных структур, местных органов власти и состояния экономики, определяющего порядок, объемы и условия финансирования, социальная работа не может в полной мере разделить с ними ту систему ценностей, которая ими исповедуется фактически. Так, например, рыночная экономика подчиняется закону извлечения наивысшей прибыли, что имеет последствием такие негативные явления, как безработица, обнищание значительной части населения, «не вписавшегося» в рынок, и т. д. Социальная же работа призвана оказывать помощь всем, кто в ней нуждается, причем отдает предпочтение индивидам, невостребованным экономикой и не имеющим возможности, главным образом из-за этого обстоятельства, самостоятельно решать свои проблемы.

Любая сфера человеческой деятельности может функционировать эффективно, лишь при соответствующей этической регламентации. Поэтому, появление в различных сферах профессиональной деятельности на определенных этапах ее развития профессиональных этических кодексов, уже сложившихся в основных своих чертах на базе общечеловеческих ценностей и этических норм, принятых сообществом, не случайно. Социальная работа является специфическим видом деятельности, социальным по своему историческому генезису, сущности, условиям протекания и последствиям, особым видом человеческих взаимоотношений. Социальная работа проводится в интересах всего общества независимо от того, направлена она на отдельного индивида, группу или социум. В этом отношении, следовательно, социальная работа может быть оценена с точки зрения общих моральных норм. Однако, являясь проявлением моральности и гуманности общества по отношению к своим наименее защищенным членам, имея дело с определенными обстоятельствами и сторонами человеческой жизнедеятельности, и будучи направленной непосредственно на человека, социальная работа должна обладать своими собственными, более жесткими этическими принципами и правилами, регламентирующими деятельность ее структур и представителей.

Следует иметь в виду, что между самой деятельностью в сфере социальной защиты и ее конечным результатом существует тесная этическая связь, которая обусловливает выбор социальным работником не только цели, но и средств ее достижения. Для того, чтобы построить гуманное общество, рациональности и прагматичности недостаточно. Известное изречение «цель оправдывает средства» в социальной работе не уместно. Для того, чтобы общество было гуманным, необходимо руководствоваться принципами гуманизма и этики во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Однако и наличие морально положительной цели, и выбор адекватных средств не всегда гарантируют успех. Поскольку иногда трудно заранее предвидеть, каким образом будет использован клиентом результат деятельности социального работника, всю абсолютно ответственность за это возлагать на него нельзя. Тем более важна этическая ориентированность деятельности социального работника: он должен быть безупречен в глазах своих коллег и общества, а результат его деятельности не мог быть использован против людей, чтобы социальная работа как профессиональная деятельность не была дискредитирована.

Социальная работа, подобно практически всем видам деятельности, направлена на людей, т. е. является одним из способов решения стоящих перед индивидом, группой или обществом проблем. Однако, в отличие от большинства других видов деятельности, она проводится не просто с людьми, а с людьми особыми, имеющими серьезные проблемы, связанные с затруднениями в осуществлении жизнедеятельности. Для успешной работы в этой сфере от специалиста требуется не формальный подход, а умение понимать своего клиента и сопереживать ему, быть чутким и деликатным. Поэтому труд специалиста в области социальной работы предполагает органическое единство его квалификации и особых духовных качеств, чувство высокой моральной ответственности, готовности безукоризненно исполнить свой профессиональный долг по защите прав человека.

Социальная работа относится к видам профессиональной деятельности с высокой степенью индивидуализации труда. Несмотря на то что социальный работник является членом трудового коллектива, совместно с коллегами участвует в работе по достижению общих для коллектива целей, представляет перед клиентом интересы учреждения социальной защиты и интересы государства, он в значительной степени автономен в своей повседневной деятельности. Это не значит, что социальный работник полностью предоставлен самому себе, неподконтролен и неподотчетен, но деятельность его чаще всего может быть проконтролирована только косвенно, поскольку осуществляется она один на один с клиентом. Это обстоятельство требует от социального работника особых навыков и сугубого соблюдения этических норм и правил общения с клиентом и его социальным окружением, более жесткого самоконтроля, нежели вне профессиональной деятельности.

Деятельность социального работника носит преимущественно творческий характер, и всегда в жестких рамках формальной технологической схемы есть место творчеству и инициативе, делающим работу с каждым клиентом неповторимой и оригинальной. Эффективность работы во многом зависит от понимания и восприятия специалистом сущности профессии и его творческих способностей и в свою очередь детерминирует социальное, духовное и материальное положение клиента. Поэтому, поскольку мы имеем дело с творческим процессом, все нюансы которого невозможно формализовать, и поскольку исключить появление в профессии людей «случайных» не представляется возможным (по крайней мере на современном этапе), постольку должна существовать внутренняя этическая регламентация деятельности, способствующая формированию единства подходов к решению проблем и обуславливающая нормативное поведение и действия специалистов.

Эти причины, как представляется, являются достойными для актуализации вопроса о разработке и принятии этических норм и правил, регламентирующих профессиональную деятельность каждого конкретного соци

Социальная работа как область общественной практики развивалась под влиянием оформления государственной системы защиты и поддержки, развития области познания о способах помощи нуждающимся. Основные направления общественного сознания о помощи и поддержке ближнему со стороны государства оформились в XIV-XVII вв. На рубеже XIX-XX вв. они складываются в единый комплекс о частном и общественном призрении в странах Западной Европы и США. В этот период формируются главные направления социальной мысли о сущности общественной помощи: теологическое, конфессиональное, правовое, нравственное, политическое, экономическое.

В России, социальная работа как самостоятельный вид профессиональной деятельности, существует с 1991 года. Особенности современной социальной политики находят выражение в том, что создаются системы социальных служб по оказанию помощи пожилым людям, людям с ограниченными возможностями, семьям, детям, лишённым попечения родителей, другим категориям лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Т.е. объектом социальной работы выступают «слабые» слои общества, неспособные самостоятельно справиться с вставшими перед ними проблемами.

Однако, различные виды социальной помощи оказывались уже даже на ранних ступенях общественного развития. Общество не смогло бы выжить, если бы не оказывало поддержки тем слоям населения, которые в этой поддержке нуждаются. В то же время, первые социальные нормы, явившиеся отражением производственной необходимости в древних обществах, не несли в себе нравственного содержания. Они имели целью способствовать удовлетворению насущных потребностей членов сообщества в пище, одежде, безопасности. Первобытный человек не обладал необходимыми физическими возможностями для ведения одиночного образа жизни. Поэтому жизнь в коллективе была «уготована» ему его собственной природой. Общинные формы взаимоотношений, возникшие на доисторической ступени общественного развития, и явились, как отмечает И.Л. Зеленкова, Махова Н.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебное пособие / Н.П. Махова, В.А. Филатов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. - С.9-17. социальной базой для возникновения простейших форм нравственных отношений. Общинные черты жизни (общность земли, решение всех спорных вопросов на собраниях, наличие единого бога-покровителя, равные права в управлении) обусловливали возникновение единых норм поведения.

Специальное изучение социальной помощи в России началось в начале XIX в. Интерес к истории отечественной практики помощи и защиты был связан с ростом общественного движения поддержки нуждающихся, а также с рядом государственных мер в области социальной политики. В исследованиях этих лет рассматривается история процесса помощи и поддержки в России, эволюция социального призрения с позиции историко-статистического подхода.

Этические традиции русского народа уходят корнями в воззрения древних славян, труды православных богословов и светских философов, причем в своей сущностной основе подходы и тех, и других не противоречат друг другу. Традиции христианской этики, развиваемые в течение столетий и распространяемые православными просветителями, находили отклики в самых различных слоях населения и впоследствии оказали огромное влияние на этические и философские труды светских ученых, на творчество литераторов. Медведева Г. П. Этика социальной работы: Учеб. пособие / Г.П. Медведева. - М.: ВЛАДОС, 2002. -. С.40.

Самые древние правила народной мудрости (народной нравственности) касались отношения к умершим, старшим, женщине-матери, детям. К этому периоду можно отнести, пишет Г.П. Медведева, Там же. возникновение «прообразов будущей благотворительности».

Оказание помощи слабым (старикам, детям, оставшимся без родителей) оценивалось в общественном сознании с древнейших времён как выражение милосердия, доброты, доброжелательности, радушия. Т.е., истоки в народном сознании проявлений заботливости, сострадания, милосердия свидетельствуют о том, что принципы этики социальной работы длительное время формировались в непосредственной практической жизнедеятельности людей. При этом не было необходимости в этике социальной помощи человеку как особой области знания, так как сама помощь рассматривалась абсолютной нормой человеческого общежития.

Параллельно развивается другой подход - с позиции христианской благотворительности: осмысляется практика милосердия в христианской истории цивилизации, отдельно рассматриваются этапы благотворительности в России, обозначаются исторические тенденции частной христианской благотворительности. Впервые моральные требования к человеку, живущему среди других людей, нуждающихся в его защите, сформулированы в Ветхом завете: Цит. по Квеско Р.Б. История социальной работы: учебное пособие / Р.Б. Квеско, О.И. Тюкульмина. - Томск: ТПУ, 2004. - С.45.

«7. Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, даёт тебе: то не ожесточи сердца твоего, и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим. 8. Но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чём он нуждается. 9. Ибо нищие всегда будут на земле твоей; поэтому я и повелеваю тебе: отверзай руку брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей…» (Второзаконие, глава 15, ст. 7, 8, 11) Там же.

Милосердие нашло выражение в моральных требованиях Ветхого завета также по отношению к вдовам и сиротам. Бог запрещает воспользоваться их слабостью, а те, которые ослушаются Бога, будут справедливо наказаны»:

«Ни вдовы, ни сироты не притесняйте;

Если же ты притесняешь их, то, когда они возопиют ко Мне,

Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой,

И убью вас мечём, и будут жёны ваши вдовами, и дети ваши сиротами» (Исх., 22: 22-23). Там же.

Христианство предложило новые механизмы регуляции поведения человека по отношению к «слабым» людям, нуждающимся в помощи и защите. Новый завет унаследовал многие нравственные правила, содержащиеся в Ветхом завете, но усовершенствовал их. Этические принципы помощи страждущим, убогим, нищим, сиротам в Новом завете частично повторяют догматы Ветхого завета, но носят иной характер. В христианстве представлено высшее выражение нравственного существования человека среди других людей.

Христианство утверждает, что подлинное предназначение человека в любви к Богу и людям. Поэтому истинным мерилом христианской морали является сострадание, милосердие к тем, кто сам не может решить свои собственные проблемы, так как «не здоровые нуждаются во враче, а больные». Источником милосердия служит любовь, которая не зависит от поступков человека и от его заслуг. Милосердие бескорыстно, безусловно, безгранично. Его нужно оказывать лишь на основании своего любящего сердца, а не за совершённые деяния. При этом истинным выражением нравственного добра является только то милосердие, которое совершается тайно. Как сказал Христос в Нагорной проповеди своим ученикам:

«1. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет награды от Отца вашего Небесного. 2. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди...» (От Матфея. Святое Благовествование. Гл. 6, ст. 5-6). Там же.

Христианство уравнивало перед лицом Бога всех, невзирая на богатство, знатность. Христианство способствовало становлению идеи и практики милосердия в сфере общественных отношений. Христианская мораль, писал С.Л. Франк, Махова Н.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебное пособие / Н.П. Махова, В.А. Филатов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. - С.9-17. отвергает всякий эгоцентризм, всякую сосредоточенность человека на самом себе, утверждая необходимость оказания помощи нуждающимся людям.

Мировая практика благотворительности изобилует примерами оказания бескорыстной помощи не только нищим, но и представителям творческих профессий, общественным организациям, которые испытывают недостаток в финансовых и прочих средствах для решения определённых проблем. Однако во все времена возникали скептические оценки, касающиеся моральной стороны благотворительной деятельности. В некоторых случаях они, безусловно, имели под собою реальные основания, однако в общем смысле благотворительность всегда несла возможность спасения для тех, кто утратил всякую надежду.

Этические идеи благотворительности высказывались многими христианскими, западноевропейскими, отечественными философами и мыслителями, утверждавшими, что методы и формы благотворительности необходимо оценивать через призму морали. В этом смысле, считали они, основой благотворительности является желание делать добро для своей собственной души, для её совершенствования.

Итак, этика социальной работы представляет собой науку о профессиональных идеалах и ценностях, этических принципах и нормах поведения, отражающих сущность профессии и регулирующих взаимоотношения между социальными работниками и клиентами, между социальными работниками внутри профессии, между социальными работниками и обществом.

Нравственные основы профессиональной социальной работы своими корнями связаны с нравственными законами помощи человеку, существующими на всём протяжении человеческой истории, которые находили своё выражение в идеях христианских мыслителей и их благотворительной деятельности.

По мнению большинства зарубежных специалистов, основой социальной работы является система профессионально-этических ценностей, которые находят свою практическую реализацию в процессе оказания помощи людям. В основе этических принципов социальной работы как условие полноценного существования общества, лежит идея взаимопомощи. Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшими среди них, согласно мнения американских ученых У.Фриндлера и Р.Епта, можно назвать следующие:

  • - Вера в ценность, достоинство и творческие возможности каждого индивида;
  • - Признание права каждого человека на собственное мнение и убеждения, возможность их выражать и воплощать в жизнь в той мере, в какой это не нарушает прав других людей;
  • - Неотъемлемое и неоспоримое право каждого человека самостоятельно принимать решения .

Кодекс этики социальной работы определяет систему ценностных регулятивов и ориентаций социального работника. Согласно ему квалифицированный социальный работник должен признавать:

  • - ценность и достоинство личности;
  • - право на уважение, автономность и конфиденциальность;
  • - право индивида и семьи на свой выбор;
  • - потенциальные возможности локальных общин;
  • - право на защиту в случае обиды, эксплуатации и насилия.

В структуре профессиональной деятельности выделяют также систему профессиональных знаний, необходимых для компетентной и ответственной организации процесса социальной работы. Социальные работники довольно долго пытались выяснить, какие знания являются необходимыми для эффективной практической деятельности. Это было связано с необходимостью внедрения университетской системы обучения социальной работе.

В 1956 году Национальная Ассоциация социальных работников США определила базовые для социальных работников знания, а именно:

  • - Знания о развитии человека и его поведении, особенно под влиянием социальной, культурной, экономической среды;
  • - Психологию оказания и получения помощи;
  • - Способы коммуникации людей, вербального и невербального поведения;
  • - Групповые процессы и взаимовлияние группы и индивида;
  • - Значение социокультурных факторов и их влияние на индивида, группу, общество: религия, духовные ценности, законы, социальные институты;
  • - Психологию межличностных и межгрупповых отношений;
  • - Общину, процессы, имеющие место в ней, способы развития и изменения, ее социальные службы и ресурсы;
  • - Социальные службы: структуру, организацию, методы работы;
  • - Себя как личность и те личностные отношения, которые могут влиять на профессиональную деятельность».

Кадушин выделяет пять уровней знаний, которые должен использовать социальный работник в процессе оказания помощи:

  • 1. Общие знания в сфере социальной работы.
  • - политика в сфере социальной помощи, социальные службы, социальные проблемы и институты;
  • - человеческое поведение и социальное окружение: развитие личности, социокультурные нормы и ценности, процессы жизнедеятельности в обществе;
  • - методы практической деятельности в сфере социальной работы: индивидуальная, групповая социальная работа, организация общины.
  • 2. Знання из отдельных отраслей социальной работы (например, социальная работа в исправительных учреждениях или медицинская социальная работа): цель, функции, методы профессиональной деятельности.
  • 3. Знання о конкретном агентстве: его функции, структура, нормативно правовая регуляция.
  • 4. Знания о типах клиентов, с которыми работает агентство.
  • 5. Знання о типичных особенностях установления контакта .

Как отмечает К.Майер, в отличие от базовых научных дисциплин, социальная работа как профессия стремится к использованию знаний, а не к знаниям ради знаний .Основные знания в области социальной работы заимствованы из различных отраслей фундаментальной и прикладной науки. Однако, особенностью социальной работы является особый характер действий или практической деятельности, связан с тем, что социальный работник не стремится развивать знания без конкретных целей. Знания и цели находятся в отношениях взаимозависимости: меняется цель - возникает потребность в новых знаниях, которые бы соответствовали новой цели. Но расширение знаний в пределах определенной цели может привести к изменению данной цели и к появлению новой.

Такой подход позволяет рассматривать профессиональные знания не как некую статическую конструкцию, а как динамический процесс постоянного и активного познания. Сфера профессиональных знаний социальной работы в этом случае представляет собой определенного рода пирамиду, в основе которой лежат фундаментальные и профессионально-теоретические знания. Над этой основой надстраиваются специализированные, конкретизированы и индивидуализированные знания, которые приобретаются социальным работником в процессе профессиональной практики.

Однако, профессиональный социальный работник характеризуется не своими знаниями, не своей концепцией или своими целями, а умением работать, используя эти знания, умения, навыки и средства для помощи тем, кто попал в трудную ситуацию .

Социальная работа, как и любая другая профессиональная деятельность, требует овладения определенной специальной базой знаний и умений, владение которой и определяет уровень профессиональной компетентности. Компетентный социальный работник должен владеть методами, приемами, технологиями социальной работы, а также умениями, необходимыми для их применения. По мнению Боуема, компетентная профессиональная деятельность предусматривает:

  • - Осознанный выбор знаний, необходимых для решения профессиональных задач;
  • - Единство профессиональных знаний и ценностей;
  • - Отражение этого синтеза в соответствующей профессиональной деятельности.

Таким образом, в основе профессиональных умений лежит организованная система знаний, однако запас теоретических знаний еще не обеспечивает успеха в социальной работе. Для эффективного осуществления социальной работы нужны соответствующие навыки. Социальный работник, в частности, должен уметь:

  • - Целенаправленно и с пониманием слушать других;
  • - Собирать информацию, чтобы подготовить социальную историю, оценку, отчет;
  • - Формировать и поддерживать профессиональные отношения, направленные на оказание социальной помощи;
  • - Наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, используя знания по теории личности и диагностические методы;
  • - Направлять усилия клиентов на решение их проблем и завоевать их доверие;
  • - Обсуждать деликатные проблемы с необходимым вниманием и поддержкой, вызывая у клиента доверие;
  • - Творчески решать проблемы клиента;
  • - Определять момент приостановления терапевтической помощи клиенту;
  • - Проводить исследования и интерпретировать их результаты;
  • - Быть посредником и вести переговоры между конфликтующими сторонами;
  • - Обеспечивать связь между различными организациями;
  • - Сообщать о социальных нуждах государственным организациям, частным, общественным или законодательным органам, обеспечивающих финансирование соответствующей деятельности .

Социальный работник должен уметь просто и грамотно говорить и писать, учить других, внимательно и доброжелательно реагировать на эмоциональные и кризисные ситуации, служить образцом в профессиональных отношениях, объяснять сложные психосоциальные явления, эффективно организовывать свою работу, искать источники и средства для оказания помощи другим, оценивать собственное поведение, вести работу в группе, решать конфликтные ситуации, применять на практике знания социальной психологии.

В зарубежной научной литературе нет единого мнения относительно компонентов профессиональной компетентности социальных работников. Среди них чаще называют:

  • - Компетентность восприятия, которая предусматривает проведение наблюдения, анализа, постановку диагноза.
  • - Компетентность взаимодействия, то есть успешное установление взаимоотношений и осуществления деятельности. Сюда входит анализ ситуации, понимание случаев, обмен информацией, объяснение, анализ с последующим выводом, который в свою очередь должна быть средством оказания помощи и содействия в дальнейшем самостоятельном решении проблемы;
  • - Коммуникативная компетентность - установление контакта с клиентом, налаживание доверительных, доброжелательных отношений;- Рефлексивная компетентность, т.е. реконструкция процесса предоставления помощи, целью которой является убедиться в правильности сделанного или того, что можно было сделать. Это поможет спланировать дальнейшие действия и предотвратить возможные ошибки.

Такая модель формирования профессиональной компетентности предусматривает три уровня обучения социальных работников:

  • - когнитивный уровень обучения: сообщение знаний и их рациональноеобсуждения;
  • - прагматический уровень обучения: тренировка методов работы, поведенческий тренинг, отработка безопасного образа деятельности;
  • - эмоциональный уровень обучения: самосознание, рефлексия личного опыта.

Соответственно выделяют три уровня профессиональной компетентности социальных сотрудников:

  • - Научно-методологический;
  • - Профессионально-практический;
  • - Личностный.

Зарубежные специалисты выделяют несколько ведущих тенденций в формировании профессионально компетентных социальных работников, которые определились на современном этапе.

Во-первых, это необходимость интеграции знаний из различных научных и учебных дисциплин в процессе профессиональной подготовки социальных работников. Деятельность в различных сферах общества, с различными категориями населения по решению самых разнообразных проблем требует от социальных работников знаний и умений по психологии, педагогики, социологии, биологии, медицины, гериатрии, философии, юриспруденции и др.

Во-вторых, это необходимость интеграции теории и практики. Концепции профессиональной компетентности социальных работников в процессе своего развития характеризовались разными подходами. Одни из них первоочередное внимание уделяли знаниям в области теории социальной работы, другие - практической деятельности, формированию профессиональных умений. Однако в последнее время все четче просматривается тенденция к сочетанию теоретического и практического компонентов в профессиональной подготовке социальных работников. Преодоление разрыва между теорией и практикой обеспечивается благодаря введению в учебные планы супервизии.

С ее помощью становится возможным внедрение и анализ традиционных и новых методических подходов к организации и проведению практики, установление партнерских взаимоотношений между учебным и социальными агентствами, повышения эффективности практического обучения студентов.

Для наглядного представления практического использования этики социального работника рассмотрим этика его взаимоотношений с клиентом - пожилым человеком.

Хронические и психические заболевания, делающие человека беспомощным, в основном распространены в глубокой старости.

Когда нуждающийся в помощи старый человек состоит в браке, основным субъектом его поддержки является супруг. Поскольку мужчины имеют меньшую продолжительность жизни и традиционно женятся на женщинах моложе себя, наиболее частыми бывают случаи, когда престарелый мужчина находится на попечении жены. Жены, ухаживающие за беспомощными мужьями, нередко испытывают упадок духа, чувство изолированности, одиночества, страдают от экономических проблем и перегрузок, связанных с чрезмерной усталостью и ответственностью. Поэтому старые люди, опекающие своих супругов, нуждаются в пристальном внимании к собственным нуждам, в периодическом отдыхе от забот, конкретной помощи и эмоциональной поддержке. Физическое напряжение часто сопровождается ощущунием сильной тревоги, боязнью потерять спутника жизни, с которым прожито вместе много лет.

Люди преклонного возраста, являющиеся полностью одинокими или живущие отдельно от своих близких, попадают в очень сложное положение, когда их настигают беспомощность или затянувшаяся болезнь. Им необходимо особое внимание со стороны социальных служб.

Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и собственное мироощущение. Во взаимоотношениях с пожилым клиентом социальный работник выступает активной стороной, устанавливающей и развивающей контакты. Психосоциальный подход является неотъемлемой частью практической социальной работы с пожилыми людьми. Цель этого подхода - поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. Оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оценивается потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Необходимо учитывать как сильные стороны, так и ограниченные возможности каждой личности в каждой ситуации, стремиться к их совершенствованию, находя пути здорового роста. Необходимо полное понимание людей в контексте существующей действительности и использование этих знаний для того, чтобы помочь им развивать и усиливать свой потенциал.

Каждая встреча - беседа с пожилым человеком индивидкальна, вместе с тем, можно дать и некоторые общие рекомендации:

  • - Идя на встречу с клиентом, социальный работник обязан настроиться на желание установить контакт с еще незнакомым ему человеком. Желательно не иметь “лишней” информации (ибо это может затруднить объективность оценки), но знать фамилию, имя, отчество, возраст клиента, наличие родственников.
  • - Хорошо, если встреча происходит в отдельном помещении (кабинете), в котором мебель расположена так, чтобы клиент мог свободно разместиться, желательно спиной к двери - этим самам ограничивается поле его зрения. Идеальный вариант посадки социального работника и клиента - друг против друга или чуть наискосок, чтобы видеть лицо собеселника.
  • - Необходимо проявить доброжелательность и заинтересованность с первых минут встречи. Контакт становится оптимальным, если социальный работник при общении использует “зеркало отношений” - улыбку, заинтересованное выражение лица, спокойные жесты и т.д.
  • - В начале беседы уместно использовать поддерживающие реплики.
  • - Обращаться к клиенту по имени и отчеству, тем самым поддерживая его достоинство и подчеркивая свое уважение.

Аккуратность, подтянутость, точность, доброжелательность и обязательность - вот черты, привлекающие к социальному работнику пожилых людей, вызывающие к нему доверие. Милосердие - это словл отражает способность сочувствовать человеку, его страданиям, соболезновать переживаниям, понимать боль. Напыщенность, равно как и подчеркиваемая снисходительность здесь явно неуместны.

Наблюдательность, способность быстро принимать решения, выдержка, умение владеть собой - качества, необходимые в общении с пожилыми людьми.

Таким образом, нравственное поведение социального работника определяется душевными качествами его личности.

Честность, умение говорить правду о положении клиента, о затруднениях, ошибках, умение “держать слово”.

Совесть как чувство моральной ответственности за свое поведение. Совесть выполняет функцию регулятора поведения, побуждая человека к творческим поискам решения и предостерегая его от формального подхода к выполнению моральных и профессиональных норм.

Объективность в оценке проблем клиента и его качеств.

Справедливость. Симпатичен клиент социальному работнику или нет - это не должно отразиться на количестве и качестве тех благ и услуг, которые клиенту необходимо предоставить. Справедливость должна проявляться и по отношению к коллегам - каждое действие коллеги должно получать справедливую оценку, без преувеличения или преуменьшения его заслуг или недостатков.

Тактичность - умение выстороить свои действия таким образом, чтобы не поставить невольно человека в неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить ее.

Внимательность и наблюдательность необходимы социальному работнику в его повседневной практической деятельности.

Терпимость (толерантность) - моральное качество, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей.

Выдержка и самообладание, терпение. Даже если клиент раздражен и позволяет себе выплеснуть негативные эмоции на социального работника, то социальный работник не имеет права ответить тем же. Более того, он не должен терять самообладания, иначе, отдавшись во власть собственных эмоций, не услышит того, что говорит клиент, не сможет воспринять информацию и правильно оценить ее.

1. Человеческое достоинство и толерантность (Социальный работник признает ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп.)

2. Социальная справедливость и гуманизм- справедливое и равноправное распределение ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей человека;

3. Компетентность (обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом; определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента). Социальный работник не имеет права использовать свои профессиональные знания, навыки и умения, а также отношения с клиентом в личных целях. Они должны избегать связей и отношений, которые идут во вред клиентам; никогда и ни при каких обстоятельствах не должны вступать в сексуальные отношения с ними.

4 Социальная активность, мобильность и гибкость (взаимосвязанную деятельность СРка с человеком, обратившимся к ним за помощью. В тех случаях, когда им становится известно о негативных ситуациях в жизни конкретного клиента (индивида, семьи, группы лиц), они тактично и осторожно входят в контакт с ним, предлагая свою помощь в совместном разрешении этих ситуаций. Кроме того, изучая социум, они прогнозируют возможные негативные ситуации и стремятся предотвратить их возникновение.

5. Уважение личности клиента и его самоценности;

6. Принятие клиента таким, какой он есть;

7. Не осуждающее отношение;

8.Уважение права клиента на его самоопределение;

9.Уважение доверия клиента;

10. Уверенность в человеческую способность к изменению, росту, улучшению;

11. Умение понимать социальную природу человека, как уникального создания, однако зависящего от других людей для осуществления своей уникальности;

12. Индивидуальный подход;

13. Уважение конфиденциальности;

14. Эмпатия;

15. Эмоциональная открытость контролируемое присоединения;

16. Профессиональное развитие;

17. Обязательство работать в интересах клиента;

18. Стремление к социальной справедливости.


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы

Мораль помощи и взаимопомощи уходит корнями в природу человека и человеческого общества в первобытной орде поведение каждого ее члена.. понятие сущность и содержание профессионального долга социального.. деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальных работников медицинских работников..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы
Этика(греч. ethika, от ethos – обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древни

Проблемы формирования профессионального этико-аксиологического сознания социального работника
Формирование личности специалиста прежде всего должно быть направлено на формирование его этико-аксиологического сознания -системы ценностных идей, убеждений, установок, потребност

Проблемы формирования личности специалиста социальной работника
Качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности. Формирование профессионально-

Место и роль этико-аксиологического подхода в развитии и становлении социальной работы

Сущность и назначение профессионально-этических кодексов в социальной работе
Этический кодекс – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В содержательном плане этот свод состоит из принципов, норм и стандартов поведения, основанных на ценностях

Место и роль деонтологии в профессионально-этической системе социальной работы
Деонтология социальной работы – это совокупность норм о профессиональном долге и ответственности СРка перед обществом и государством, перед СР как профессией и социальным институтом, перед коллегам

Гуманизм как сущностная основа профессионально-этической системы социальной работы
Основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истор

Иерархия ценностей профессиональной социальной работы
Система ценностей социальной работы представляет собой структурно и функционально связанную совокупность ценностей, позволяющих совокупной профессиональной группе организовывать свою деятельность,

Долг и ответственность социального работника перед самим собой
Социальный работник является человеком, личностью, вступающей в определенные отношения в силу профессиональных обязанностей, помимо долга по отношению к клиентам, профессии, коллегам и обществу, он

Рациональное и иррациональное в профессионально-этической системе социальной работы
Социальные действия могут быть разделены на два вида: рациональные и иррациональные. Рациональное социальное действие -при котором субъект предварительно продумал цель, а

Место и роль профессионально-этической системы в системе социальной работы
СР требует особой этической регламентации, гарантирующей поддержание и сохранение ее гуманистической сущности и содержания, повышающей ее эффективность как проф деятельности и соц института. Этичес

Этические принципы исследований в социальной работе
Эффективность социальной работы во многом зависит от социального работника, его знаний, опыта, личностных качеств. Однако профессиональная ответственность специалиста определяется не им самим, а це

Профессионально-этические конфликты в социальной работе, их проявление и способы разрешения
На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, обществу в целом. Эти проблемы нередко

Структура профессионального этико-аксиологического сознания социального работника, его основные детерминанты
Профессионально этическо-аксиологисеское сознание – представляет собой основы этики аксиологии, в том числе в области профессиональной деятельности. Социальный работник получает их в процессе обуче

Место и роль профессионально-этического кодекса в социальной работе
Профессионально-этический кодекс –это свод профессионально-этических норм, предписываемых к исполнению специалистами социальной работы и принятый в установленном порядке их професс

Формы помощи и взаимопомощи в славянских племенах до 10 века
Общинные принципы жизнедеятельности восточных славян, практика осуществления защиты человека в системе рода и общины нашли отражение в конкретных формах помощи и взаимопомощи, среди которых основны

Профессиональный отбор и профессиональная подготовка специалистов в области социальной работы, аксиологические компоненты
Основны цели этико-аксиологической компоненты профессиональной подготовки социального работника:реализация ценности человека-клиента, социального работника ии других прямо или опос

Честь, взаимосвязь и взаимовлияние совесть и авторитет социального работника
Социальный работник является человеком, личностью, вступающей в определенные отношения в силу своих профессиональных обязанностей, и, помимо долга по отношению к клиентам, профессии, коллегам и общ

Принципы и уровни профессионально-этической системы социальной работы
Важнейшей составной частью этической системы СР являются принципы, представленные наиболее общими требованиями, выражающими основное направление поведения специалиста по отношению к тому или иному

Ценности и идеал профессиональной социальной работы
Становление в нашей стране широко распространенной по всему миру профессии социального работника и развертывание профессиональной подготовки специалистов для сферы социального обслуживания обуслови

Идеал и его функции в социальной работе
Одной из высших ценностей является идеал – образец, норма, представление о высшем итоговом совершенстве, высшая цель стремлений. Важно, что идеал не само совершенство, а лишь представление и нём. И

Этико-аксиологический конфликт в социальной работе, его сущность, способы разрешения

Этико-аксиологическое регулирование взаимоотношений социального работника с клиентом
Особое значение имеет позиция социального работника при диагностике проблемы клиента и его поддержке. В последние годы неотъемлемой частью взаимодействия социального работника с клиентом стала эксп

Профессионально-этический кодекс МФСР
Профессионально-этический кодекс, принятый Международной федерацией социальных работников, называетсяя «Этика социальной работы: принципы и стандарты». В нем обозначена цель введения профессиональн

Формы и методы формирования личности социального работника
Профессиональное становление специалиста - сложный, непрерывный процесс «проектирования» личности. Социальному работнику для достижения целей и реализации своих функций в профессиональной деятельно

Деонтологические принципы в социальной работе
Термин «деонтология» (от греч. deonthos - должный) для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философом И. Бентамом. Учение о

Понятие и сущность деонтологии социальной работы
Термин "деонтология" для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философом И. Бентамом. Практически каждая современн

Понятие системы ценностей современной российской профессиональной социальной работы, ее детерминанты
Ценности социальной работы имеют социальную значимость и являются частью системы общественных и общечеловеческих ценностей. Система ценностей профессиональной социальной работы складываются под

Профессионально-этические кодексы социальных работников России
В основе профессионально-этического кодекса социальной работы в нашей стране лежат шесть основных источников: - общечеловеческие ценности - современное человечество признает в качес

Место и роль профессионально-этической системы социальной работы в системе общественной морали
В практике повседневной деятельности профессиональная этика опосредуется как совокупность общих и специфических моральных норм и принципов, детерминирующих поведение, действия и отношения специалис

Место и роль ценностей в современной социальной работе
Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Социальная работа – это особый

Сущность православной доктрины помощи на Руси и в России
Подразумевают обязательную взаимопомощь членов сообщества. Вначале развилась общинная помощь. У славянских племен этика взаимной помощи, распространялась и на своих и на «чужих». Наиболее широко из

Этико-аксиологические основания современной социальной работы
Социальная работа, будучи определенным видом профессиональной социальной деятельности, имеет целый ряд специфических особенностей, детерминированных как ее внутренними, так и внешними по отношению

Место и роль этико-аксиологического подхода в профессиональной социальной работе, его функции, цели, задачи
В изучении и регулировании социальной работы большую значимость имеет использование этико-аксиологического подхода с целью определения, обоснования, пропаганды в обществе и главное - реализации гум

Понятие и структура системы ценностей
Ценности в сознании личности, группы или общества, как правило, представляют собой не хаотичный набор, а организованны в определённую систему, функционирующую и развивающуюся в соответствии с закон

Сущность этико-аксиологического подхода к анализу и оценке деятельности и профессиональной деятельности
Значительное место в профессионально-этической системе социальной работы занимает этико-аксиологический подход. Этот подход позволяет выявить посредством анализа действительные цен

Деонтологические конфликты в социальной работе, их проявление и способы разрешения
Чувство долга социального работника требует от него полной профессиональной и личностной самоотдачи в достижении целей, поставленных перед ним обществом и государством, самой профессиональной деяте

Истоки и корни ценностных оснований социальной работы
Этапы: Арахический, Княжеская и церковная поддержка, Церковно-гос-венная помощь, Гос-в. призрение, частное и общественное призрение, гос-венное обеспечение, период соц работы. 1) Для Орды

Роль проофессионально-этической системы социальной работы в гуманизации общественных отношений
Профессиональная социальная работа является неотъемлемой составной частью совокупной деятельности общества. Она множеством формальных и неформальных отношений связана с общественными институтами, с

Профессионально-этическа компонента социальной работы, ее место и роль в системе социальной работы
Этическая компонента является одной из важнейших, однако далеко не единственной в социальной работе. Она должна играть в социальной практике и теории роль одного из факторов, детерминирующих деятел

Главная > Рабочая программа

9. Тестовые задания

1. Термин «этика» впервые упоминается в работе

а) Эпикура

б) Платона

в) Аристотеля

д) Сократа

2. Аксиология – это…

а) учение о бытии;

б) учение о ценностях;

в) учение о познании;

г) концепция морали;

д) учение о человеке.

3. Профессиональная этика – это:

а) учение о ценностях;

б) общая теория морали;

в) учение о долге;

г) учение о нормах поведения;

Д) учение о профессиональной морали.

4. Мораль – это:

а) устойчивые, стереотипные способы массового поведения, сложившиеся исторически;

б) форма общественного сознания, способ нормативной регуляции общественных отношений и поведения человека;

в) совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством и обязательных для всех членов общества;

г) правила этикета;

д) совокупность обычаев и традиций.

5. Характеристиками моральных норм являются:

а) всеобщность и универсальность;

б) рациональность и объективность;

в) относительность, условность;

г) гуманистичность, толерантность;

д) истинность и научность.

6. Объектом этики социальной работы является:

а) профессиональная мораль специалистов;

б) правовые отношения социального работника и клиента;

в) нравственные ценности общества;

г) этические кодексы;

д) нормативно-правовые акты и должностные инструкции.

7. Целью этики социальной работы является:

а) поддержание правовых отношений социального работника и клиента;

б) оценка господствующей в обществе морали и системы ценностей;

в) анализ этических потребностей специалиста и клиента;

г) обеспечение и поддержание содержания и целей профессии;

д) все перечисленное.

8. Превентивная функция этики социальной работы заключается в:

а) удовлетворении интересов клиента социальной службы;

б) воспитании и совершенствовании личности социального работника и клиента;

в) формировании социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

г) предотвращении поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;

д) повышении статуса профессии социального работника в обществе.

9. Профессиональная мораль в социальной работе - это:

а) качественная характеристика взаимоотношений социального работника и клиента;

б) совокупность идеалов и ценностей, этических принципов и норм, отражающих сущность профессии;

в) совокупность личностных качеств специалиста;

г) совокупность целей и результатов деятельности;

д) совокупность этических потребностей социальных работников.

10. «Внешний» уровень этики социальной работы предполагает оценивание

а) социальной работы как социального института;

б) деятельности социального работника;

в) деятельности социальных служб;

г) отношений социальный работник - клиент;

д) отношений социальный работник - социальный работник.

11. Основными этическими ценностями социальной работы являются:

а) моральные ценности клиента;

б) благополучие людей, социальная справедливость и достоинство индивида;

в) ценности клиента и социальной группы;

г) моральные ценности социальных работников;

д) материальные средства и ресурсы.

12. С точки зрения натуралистического подхода мораль -

а) это результат общественно-исторического развития человечества;

б) это результат биологической эволюции;

в) есть проявление надчеловеческого, сверхъестественного сознания;

г) имеет априорный характер;

д) есть выражение человеческой воли.

13. Как называется нравственный принцип, выражающийся в том, что моральным нормам придается относительный, полностью условный и изменчивый характер?

а) рационализм;

б) абсолютизм;

в) релятивизм;

г) дуализм;

д) эвдемонизм.

14. Как формулируется «золотое правило» нравственности?

а) возлюби ближнего своего как самого себя;

б) не убий;

в) не укради;

г) поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой;

д) око за око, зуб за зуб.

15. С точки зрения гедонизма высшим благом и критерием поведения является

а) счастье;

б) польза;

в) наслаждение;

г) подавление чувственных желаний;

д) познание истины.

16. Как называется нравственная позиция, согласно которой каждый человек должен совершать бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) другого человека?

а) альтруизм;

б) эгоизм;

в) рационализм;

г) волюнтаризм;

д) идеализм.

17. Основным принципом христианской этики является:

а) благоговение перед жизнью;

б) безмятежность и невозмутимость;

в) принцип пользы;

г) милосердие и сострадание;

д) справедливость.

18. Какая этическая концепция отрицает абсолютный характер морали?

а) «разумный эгоизм»;

б) стоицизм;

в) восточные религии;

г) христианство;

д) концепция Канта.

19. «Домострой», как светский этический кодекс, распространяется на Руси в

20. В каком религиозном направлении нищелюбие считается одним из самых богоугодных дел?

а) в католичестве;

б) в православии;

в) в исламе;

г) в буддизме;

д) в протестантизме.

21. Кто из русских философов считал, что главной моральной заповедью является непротивление злу?

а) Л. Толстой;

б) В. Соловьев;

в) И. Ильин;

г) Н. Бердяев;

д) С. Франк.

22. В каком религиозном направлении этическим идеалом выступает честный труд как «мирская аскеза?

а) в исламе;

б) в иудаизме;

в) в православии;

г) в буддизме;

д) в протестантизме.

23. Как называется направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков?

а) эвдемонизм;

б) утилитаризм;

в) гедонизм;

г) деонтологическая этика;

д) детерминизм.

а) Спиноза;

г) В. Соловьев;

д) Ф. Достоевский.

25. Термин «альтруизм» был введен в научный обиход

а) И. Бентамом;

б) Фейербахом;

в) Кантом;

г) Эпикуром;

а) М. Лютер;

б) М. Вебер;

в) Г. Спенсер;

г) Н. Бердяев;

д) И. Бентам.

27. Кто из философов считал, что основным этическим принципом является принцип «благоговения перед жизнью»?

в) А. Швейцер;

г) В. Соловьев;

д) Шефтсбери.

28. Гуманизм как культурное движение возникает в период

б) XIV-XVI вв.;

в) XVII-XIX вв.;

д) XIX-XX вв.

29. Основоположником утилитаризма является

а) Т. Гоббс;

в) Дж. Локк;

г) Дж. Дьюи;

д) И. Бентам.

30. Основными критериями моральности в социальной работе являются:

а) содействие общественному прогрессу, социальная целесообразность и сотрудничество;

б) соблюдение интересов клиента;

в) соблюдение интересов профессиональной группы;

г) рациональность и объективность;

д) совесть и тактичность.

31. Основными принципами этики социальной работы являются:

а) эмпатия и сочувствие;

б) объективность, экспертность, инновационность и др.;

в) конфиденциальность, доброжелательность, ответственность и др.;

г) субъективизм и релятивизм;

д) принцип творческого подхода к деятельности.

32. Идеал в социальной работе – это:

а) представление о совершенном состоянии специалиста, клиента, социальной работы;

б) предмет профессионально-этического кодекса;

в) деонтологический критерий;

г) направление деятельности социальной службы;

д) критерий моральности.

33. Этическое сознание социального работника предполагает наличие и сочетание:

а) нравственных знаний социального работника и потребностей общества;

б) нравственных знаний, нравственных убеждений и нравственных потребностей;

в) нравственных потребностей социального работника и потребностей клиента;

г) личностных убеждений специалиста и ценностей клиента;

д) нравственных знаний социального работника и потребностей клиента.

34. Моральные нормы в социальной работе - это:

а) правила этикета;

б) общие ценностные установки социальной работы;

г) характеристика направленности личности специалиста;

д) этические убеждения специалиста.

35. Профессионально-этический кодекс социальной работы это:

а) система ценностей и идеалов современного общества;

б) основной компонент этического сознания специалиста;

в) совокупность личных ценностей социальных работников;

г) совокупность ценностных ориентиров;

д) совокупность этических правил и норм поведения, требований к личности специалиста;

36. Профессионально-этический кодекс социального работника России был принят в

37. «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальной работы» были приняты МФСР в

38. «Международные этические стандарты социальной работы» содержат

а) 5 групп стандартов;

б) 6 групп стандартов;

в) 4 группы стандартов;

г) 8 групп стандартов;

д) 10 групп стандартов.

39. Конфиденциальность в социальной работе это:

а) критерий эффективности деятельности;

б) принцип объективного подхода к деятельности;

в) профессионально-значимое качество личности специалиста;

г) правило этикета;

д) принцип сотрудничества социального работника и клиента;

40. Деонтология социальной работы это:

а) учение о профессиональных ценностях;

б) учение о должном поведении специалиста;

в) совокупность требований к результатам профессиональной деятельности;

г) учение о личностных качествах специалиста;

д) учение о нравственности.

41. Термин «деонтология» ввел в научный обиход:

а) О.Конт;

б) Сократ;

в) И. Бентам;

г) И. Кант

д) Гиппократ.

а) этические знания и зтические действия;

б) добро и зло;

в) нравственность и духовность;

г) профессиональный долг и ответственность;

д) справедливость и гуманизм.

43. Формулировка принципа «не навреди» предположительно принадлежит

а) Абу Али ибн Сине;

б) Гиппократу;

в) Эскулапу;

г) Эпикуру;

д) Сократу.

44. Какой из перечисленных принципов не является принципом деонтологии социальной работы?

а) принцип личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношении;

б) принцип компетентности специалиста;

в) принцип утилитаризма;

г) принцип соответствия полномочий и ответственности;

д) принцип организованности и дисциплины.

45. Этическими принципами проведения исследований в социальной работе являются:

а) добровольность участия, полнота информирования о ходе и результатах исследования и др.;

б) отказ от насилия, солидарность и др.;

в) поддержка всеобщего благосостояния, готовность к передаче знаний к другим;

г) сострадание и милосердие;

д) учет интересов отдельных социальных групп.

46. Профессионально-этическая регламентация в сфере социальной работы предполагает:

а) разработку этических кодексов;

б) разработку и ведение должностных инструкций;

в) разработку дополнительных нормативно-правовых актов;

г) формирование интеллектуального потенциала социальной работы;

д) формирование системы ценностей клиента.

47. С каких позиций может выступать социальный работник по отношению к клиенту:

а) интересы отдельного клиента превыше интересов общества;

б) интересы государства и общества превыше интересов клиента социальной службы;

в) интересы клиента и интересы общества должны сочетаться гармонически;

г) интересы профессиональной группы социальных работников превыше интересов клиента и общества;

д) личные интересы социального работника превыше интересов клиента и общества.

48. Необходимость этико-аксиологического регулирования поведения и деятельности социального работника обусловлена

а) несовершенством нормативно-правовой базы;

б) инновационностью социальной работы как вида деятельности;

в) специфическим смыслом и содержанием деятельности;

г) дегуманизацией человеческих отношений;

в) популярностью стремлений к достижению личной выгоды.

49. Этикет социального работника это:

а) совокупность обычаев и традиций социальной работы;

б) совокупность требований к внешним формам поведения и общения специалиста;

в) совокупность этических знаний специалиста;

г) совокупность требований к личностным качествам специалиста;

д) система ценностей социальной работы.

50. Какой из перечисленных принципов не является принципом этикета социального работника?

а) принцип целесообразности действий;

б) принцип гуманизма;

в) принцип учета народных традиций и обычаев;

г) принцип эстетической привлекательности поведения;

д) принцип индивидуализма.

Ответы на тесты:

1-в; 2-б; 3-д; 4-б; 5-а;6-а; 7-г; 8-г; 9-б; 10-а; 11-б; 12-б; 13-в; 14-г; 15-в; 16-а; 17-г; 18-а; 19-в; 20-б; 21-а; 22-д; 23-б; 24-г; 25-д; 26-б; 27-в; 28-б; 29-д; 30-а; 31-в; 32-а; 33-б; 34-в; 35-д; 36-г; 37-в; 38-а; 39-д; 40-б; 41-в; 42-г; 43-б; 44-в; 45-а; 46-а; 47-в; 48-в; 49-б; 50-д.

Перечень учебников и учебных пособий, имеющихся в учебном абонементе КГМУ по кафедре истории, философии, социологии и политологии

Кол-во экз.

Медведева, Галина Павловна. Этика социальной работы: Учеб. пособие / Г. П. Медведева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Моск. гос. соц. ун-т, 1999. - 206 с.

2002. - 206, с.

Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович.

Этика: Учебник для студентов высш. учеб. завед / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М. : Гардарики, 1999. - 472 с.

Зеленкова, Инесса Львовна.

Этика: Учеб. пособие и практикум / И.Л.Зеленкова, Е.В.Беляева. - 2-е изд., испр. и доп. - Минск: ТетраСистемс, 1998. - 367 с.

Этика социальной работы: Метод. пособие для студентов дневного и заоч. отд-ния фак. соц.работы / Казан. гос. мед. ун-т, Каф. философии; Сост.: Ф. Т.Нежметдинова и др. - Казань: КГМУ, 2002. - 54 с.

Профессионально-этические основы социальной работы: учеб.-метод. пособие для студентов очной и заоч. форм обучения фак. соц. работы / Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию РФ, ГОУ ВПО "Казан. гос. мед. ун-т", Каф. истории, философии, социологии и политологии; [сост. М. Е. Соловьянова]. - Казань: КГМУ, 2008. - 22 с.Рабочая программа

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для медицинских специальностей и 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.

  • Рабочая программа по дисциплине по выбору 1 "Психодиагностика" Для специальности 040101 "Социальная работа"

    Рабочая программа

    Программа составлена на основании ГОС ВО для специальности 040101 - "социальная работа", утвержденного 10.03.2 , рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ИСР 2008 г.

  • Рабочая программа по дисциплине «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» Для специальности социальная работа, 040101

    Рабочая программа

    Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.

  • Рабочая программа по дисциплине "теория социальной работы" для специальности 040101 социальная работа

    Рабочая программа

    Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО для специальности 040101 “социальная работа” утвержденного 10 марта 2 г., рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ИСР