Бизнес Портал - ZelLawreg
Поиск по сайту

Презентация на тему бисер. Презентация на тему "история бисера"

Введение История украшений неразрывно связана с историей культуры и развития человечества. Археологи находят предметы, служившие как украшения, в раскопках самых древнейших цивилизаций. Через украшения человек выражал свое понимание мира. Были времена, когда бисер использовали не только для изготовления украшений, но и как средство платежа. Он служил талисманом, а также материалом изготовления четок в христианстве и буддизме. Изделия, снизанные из мелких бус до сих пор украшают одежду народов Ближнего и Дальнего Востока, Африки, Индии, Американского континента, островов Тихого океана, Европы и Азии.


История создания бисера Стеклоделие было изобретено около 4-го тысячелетия до нашей эры. Существует легенда об этом важном для человечества событии. В ней рассказывается о том, что финикийские купцы, возвращаясь на корабле из Африки с грузом соды, заночевали на песчаном берегу. Для приготовления пищи и защиты от ночного холода им был необходим костер. Не найдя подходящих камней, они выложили очаг из привезенной с собой соды и разожгли большой костер. Поели и расположились вокруг него на ночной отдых. Утром, разгребая золу, они обнаружили в кострище слиток необыкновенного вещества. Оно было твердым, как камень, прозрачным, как вода, и горело огнем на солнце. С этого времени началась история стеклоделия. У человечества появилась стеклянная посуда и, конечно, стеклянные бусы.


История создания бисера Шли века, совершенствовались технологии, бусинки становились все меньше и меньше по размеру. Так на свете появился "бисер". Первыми изготавливать бисер научились египтяне. Они делали из него ожерелья, расшивали им платья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. В городе Александрии, основанном Александром Македонским в I веке до нашей эры, был изобретен новый способ изготовления бисера. Тутанхомон с царицей


История создания бисера После распада Великой Римской империи, центром стеклоделия становится Византия. С этого времени начинается подлинный расцвет стеклоделия. На протяжении многих веков Венеция была центром по производству бисера. Но стекольное производство было не очень безопасным. В мастерских часто вспыхивали пожары, ставшие настоящим бедствием для города. Поэтому в 1221 году был издан указ, согласно которому мастерские по изготовлению стекла были вынесены из города на остров Мурано. На долгие годы этот остров стал единственным местом изготовления бисера в Европе. Рецепты изготовления прозрачного и цветного венецианского стекла строго оберегались за их разглашение полагалась смертная казнь. Венецианский бисер наводнил весь мир, принося колоссальные богатства производившей его стране. Стеклодув. Остров Мурано


История создания бисера К концу XVIII века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия). Здесь научились делать стекло, превосходившее по блеску и твердости все ранее известные изделия. Постепенно на мировом рынке богемский бисер потеснил венецианский. Особой популярностью оно пользовалось в конце XVII - начале XVIII веков. Чешские мастера выпускали граненый богемский бисер и покрывали его разноцветными эмалями. Благодаря соперничеству этих двух главных бисерных центров мелкий бисер для вышивания становится все разнообразнее, что дает возможность первой четверти XIX века превзойти все предыдущие периоды по количеству и качеству бисерных работ.


История создания бисера Начиная с XIX века вся Европа испытывает настоящий бисерный бум. В это время создается огромное количество небольших украшений с бисером. Новая волна увлечения бисером на Западе находит много сторонников в Европе. Приемы работы с бисером осваивают представители самых разных слоев общества, в том числе состоятельные горожанки и даже знатные дамы. С конца XVIII века способы работы с бисером расширяются. Рождаются новые техники вышивки бисерных узоров по канве. Появляются работы, выполненные в технике ткачества. Снова входит в моду расшитая бисером одежда. В этот период изделия из бисера становятся более утилитарными: бисером расшиваются дамские сумочки, бумажники, чехлы, подставники и домашние тапочки.


Развитие бисероплетения в России На Руси бисер был известен с давних времен. Уже во времена Киевской Руси (IX-XII вв.) в кустарных стекольных мастерских делали не только стеклянные бусы, но и бисер. Но свое современное наименование они получили относительно недавно. В толковых словарях XV-XVII вв. словом бисер обозначали жемчуг. Только во второй четверти XVII века в письменных источниках упоминается цветной, т.е. стеклянный бисер. Термин же "стеклярус" возник несколько позднее. До XVII века было популярно другое название этого типа бус - "одекуй". Название стеклярус появилось только в XVII веке и сохранилось до наших дней. В XVII веке бисер и одекуй играли немалую роль в меновой торговле русских с народами Сибири.


Развитие бисероплетения в России Первая попытка создать промышленное производство бисера в России относится к концу XVII века. Петр I привлекает к подготовке русских мастеров иностранных стеклоделов, посылает за границу учиться стекольному делу, и в частности искусству изготовления бисера, молодых мастеров. И все-таки на протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции, Германии и Чехии. В XV веке привозной бисер использовался русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями. С увеличением бисерного рукоделия резко повысился спрос на бисер и стеклярус разных сортов и оттенков Только в 1752 г. через Санкт-Петербург в Россию было ввезено 2126 пудов (почти 35 тонн) бисера!


Развитие бисероплетения в России Поэтому в 1754 г. М.С. Ломоносов построил в Усть-Рудицах стекольную фабрику специально для производства бисера. В первые годы работы фабрики отсутствовали машины и механизмы, позволяющие получить хорошо обработанные бусы, и Ломоносов сам занимался усовершенствованием старых и изобретением новых технологий производства. К 1760 г. количество выпускаемого ей стекляруса и бисера значительно возросло. Она просуществовала до 1765 г., но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто, и фабрика закрылась., а потребность в бисере и стеклярусе по-прежнему удовлетворялась за счет привозного.


Развитие бисероплетения в России XVII в. - бисер и стеклярус используются более разносторонне. Они проникают во все сферы жизни, ими вышивают, ими украшают абажуры, ими же выполняют оклады для икон, вяжут крючком и спицами, они проникают даже в оформление интерьеров. Начало XVIII в. - происходят изменения всего уклада русской жизни. Новые западно-европейские художественные течения проникают и в жизнь России, используются новые решения, привлекаются новые, нетрадиционные материалы. Середина XVIII в. - появление первых бисерных и стеклярусных панно. Крупные вышивки целиком покрывали стену, заменяя обивку. Вторая половина XVIII в. - в изделиях из бисера начинают прослеживаться мотивы народного искусства. Бисер в России приобретает все новых и новых почитателей. Светские дамы, мещанки, купчихи и богатые крестьянки - все пробовали свои силы в работе с бисером. Немалое количество вещей выходило из рук мастериц помещичьих мастерских и монастырей. Хотя не только мастериц - мужчины тоже занимались этим видом рукоделия, и это не считалось зазорным.


Развитие бисероплетения в России Начало ХIХ в. - в России начался настоящий бисерный бум. Бисер продавался в самых модных магазинах, завозился из Богемии и Венеции. Богатые девицы коротали время, а бедные зарабатывали на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования. 30-е годы XIX в. - в городах увлечение бисером стало ослабевать, но русская провинция оставалась ему верна до 60-х годов начала разрушения традиционного усадебного уклада жизни. На этом завершается «золотой век» русского бисера. Однако бисерное рукоделие не прекратилось. В конце XIX века в некоторых регионах европейской части страны (в Подмосковье, на Украине, Тамбовщине, под Тулой) были организованы кустарные бисерные производства. Искусствоведы начали проявлять интерес к бисеру начиная с конца ХIХ в. Несколько позже стали составляться первые значительные коллекции: Г.Гальнбека, директора Эрмитажа С.Н.Тройницкого, Е.Н.Брюлловой. В 1910 г. в Штутгарте состоялась выставка бисерных работ, в которой участвовал Гальнбек. В 1916 г. галерея Лемерсье в Москве устроила на одной из своих выставок отдел бисера. В 1923 г. в историко-бытовом отделе Русского Музея, на ней были представлены работы из обширной коллекции Брюлловой.


История украшений из бисера Большей своей частью украшения несли нагрузку оберега. С древнейших времен все народы пользовались талисманами, по-русски оберегами. Украшения помещали на голове, чтобы уберечь мысли, разум, шею, грудь, чтобы уберечь душу и сердце, пояс для убережения верхней части тела человека, руки и ноги оберегались тоже, так как более всего подвержены ранениям и ушибам. Особенно много украшений на женщинах- молодицах или на женщинах- матерях.


История украшений из бисера Прошло время, и разноцветные стеклянные бусинки утратили свое первоначальное значение. На Руси цветными стекляшками украшали не только одежду, но и лоб, шею, уши, волосы… На территории бывшего Киевского государства на городищах, в курганах и захоронениях археологи находят множество стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды. Раскопки доказывают, что в VIII-IX веках стеклодельных дел мастера изготавливали бусы самой различной, расцветки и художественной обработки. По цвету они были зеленые, фиолетовые, желтые, синие, черные, серебряные и золотые. По форме – круглые, цилиндрические, бочонкообразные и винтообразные, переливались на солнце всем цветами радуги, издавали мелодичный звон при движении.


История украшений из бисера Долгое время в украшении русского средневекового костюма самую большую роль играл жемчуг - как мелкий речной, так и крупный привозной. Из него делали ожерелья и браслеты, им же вышивали отдельные детали одежды. По сравнению с жемчугом бисер и стеклярус ценились невысоко: ими украшали свою одежду лица незнатные. Бисерные отделки существовали, но в значительно меньших количествах, чем жемчужные. Употребляли бисер средние слои населения, жемчуг - аристократы, дворяне, а крестьяне бисера практически не знали.


История украшений из бисера Плетение из бисера употреблялось только для изготовления народных бисерных украшений и в народном костюме. Это праздничное нагрудное украшение. В Нижегородской губернии его носили девушки и молодые женщины. Представляет собой полоску кумача или красного шелка, расшитую бисером, пуговицами или стразами. Снизу к полосе прикреплялись фигурные цепочки и нити из бисера и стеклянных бус. Завязывались "ожерельи" лентами. Ожерелки


История украшений из бисера Гайтан (змейка, жгут, колодочка, черенок) - женское нагрудное украшение в виде шнура, связанного из разноцветного бисера, создававшего геометрический или стилизованный растительный узор, а также бусы из стекла и янтаря. В ХIХ - ХХ веках гайтан получил широкое распространение в Калужской, Рязанской и Тульской губерниях, как украшение девушек и молодых женщин. Гайтаны


История украшений из бисера При этом отмечаются ярко выраженные региональные особенности. Так, в Поволжье и на Русском Севере бисер и бусины стали подменять собой речной жемчуг в украшении крестьянского костюма. Прозрачный или белый бисер различных видов низали так же, как и традиционный материал - жемчуг и перламутровые бусы, плели ожерелья и воротнички, бисерной сеткой оплетали головные уборы, серьги и пуговицы. В южнорусских губерниях полюбился бисер ярких тонов. Резкие контрастные цветовые сочетания в геометрических орнаментах плетенок - ожерелий, оплечий, сеток - дополняли яркие костюмы крестьянок Брянской, Орловской, Тамбовской и др. областей.


История украшений из бисера Венцы, кокошники, диадемы - не просто головные уборы, а и украшения-обереги. Их густо покрывали вышитыми узорами из жемчуга, перламутра и бисера. На лоб спускались поднизь сетка из бисера, стекляруса или перламутра. Плели также подвески к головному убору: широко известны рясны - вертикальные полосы, идущие от кокошника к груди. Они похожи на дождевые струи. Бисерные и серебряные сетки пришивались и спереди, и сзади. Плели также серьги, накосники, пояса и многое другое


Украшения из бисера в мире современной моды В последние годы все большей популярностью стал пользоваться такой старинный вид рукоделия как бисер. В Индии такие изделия называются хар, в Эфиопии - чале, в Болгарии, Румынии и Молдове - гарданы и згарды, на Кубе – кояр, в Анголе – миссанга, в Беларуси - пляценки и горлячки, на Украине - герданы и сыплянки, в Литве - каролинес, в Узбекистане - зебигардан, в Словении - нагрделники и, наконец, в России - ожерелки, цепочки, гайтаны и…«фенечки». Словом, где их только не носят, как их только не называют, но везде они любимы и радуют глаз.


Украшения из бисера в мире современной моды В последнее время этот старейший вид рукоделия - занял определенное место в современной моде. Богатейшая цветовая гамма чешского бисера, неограниченные возможности моделирования изделий из бусинок, большой ассортимент различных украшений могут осуществить любую мечту самой капризной модницы. Мы можем наблюдать его использование ведущими кутюрье всего мира. Очень модными вновь стали браслеты и кулоны из бисера, пояса и ремешки для часов. Сочетание бисера с другими техниками и новыми материалами дает фантастический по красоте результат. Гарнитур «Вечерний» (колье и серьги). Выполнен в технике «жабо»


Украшения из бисера в мире современной моды Модная бижутерия примечательна сегодня своими крупными размерами и сложными формами. Изделия из бисера могут походить на бахрому, вязание или ветвящиеся кораллы. Полет авторской фантазии направляют самые популярные в современной моде стили - романтика и фольклор. Ручная работа высоко ценилась во все времена. Изготовленные современные изделия из бисера и стекляруса прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее. Гарнитур «Мир» (кулон и браслет).


Украшения из бисера в мире современной моды В Москве и других городах России проходят выставки мастеров бисероплетения, открываются специальные магазины по продаже бисера и различных материалов, необходимых для плетения, работают курсы по обучению бисероплетению. Изделия стали продавать в центральных магазинах столицы. Многие издательства России обратили внимание на повышенный интерес к бисероплетению, появились красочно оформленные издания с цветными вкладышами и многочисленными схемами, а также небольшие брошюрки с описаниями приемов плетения и небольшими примерами. Воротник «Сирень». Выполнен в технике сетчатого плетения «Соты»


Фенечки Самым распространенным молодежным украшением из бисера конечно же являются фенечки. Это смешное слово пришло к нам из лексикона хиппи. Фенечка - это колечко, браслетик или любое другое мелкое украшение, сделанное своими руками. Они сумели оценить его красоту, кроме того, это подходит к их взгляду на мир – причудливое, пестрое чередование событий и «припадание к первобытности».











Цель презентации: Познакомить детей с историей бисера.

Место использования: Презентация может быть использована на вводном занятии по бисероплетению для учащихся начальных классов.

Эффективность и практическая значимость презентации. С помощью презентации можно показать и рассказать детям, что бисероплетение - это один из увлекательнейших видов декоративно-прикладного искусства, сочетающий в себе простоту приемов, доступность материала и возможность достаточно быстро увидеть результат своей работы.

Немного истории

Как любая стана имеет свою историю, бисер имеет свою. Его история тесно связана с возникновением стеклоделия. Да-да, именно стеклоделия.

Но начнем по-порядку. До сих пор никто точно не знает, когда и где было получено стекло. Существует легенда, согласно которой первыми открыли секрет его изготовления финикийцы (древний народ, жители Финикии).

В легенде говорится о том, что финикийские купцы, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, оказались в Сирии. Они высадились на берег и, решив приготовить себе еду на огне, стали искать большие камни, чтобы поставить на них горшок. Не найдя ничего, купцы использовали для этой цели крупные куски селитры (природной соды) из груза корабля. От сильного жара селитра расплавилась, соединилась с речным песком и потекла струёй жидкого стекла.

Так или как-то по-другому было изобретено стекло, но достоверно известно, что финикийские торговцы продавали изделия из него во всех средиземноморских странах.

По другой версии родиной стекла был Древний Египет. Стеклянные бусы, амулеты, посуду находят в гробницах, которые относятся к 4 веку до нашей эры.

Добавляя в стекломассу природные красители, египтяне получали стекло голубого, зелёного и пурпурного цветов. Очень модными были бусы, изготовленные из такого стекла. Носили их и мужчины и женщины, чаще с одеждой белого цвета. Дома египтянки одежды не носили, а украшали себя ожерельями из цветных бусин.

Бисер в России

С давних времен стеклоделие было известно и на территории Древней Руси, это подтверждается археологическими находками. Большое количество стеклянных поделок и бус IX-XIII веков найдено при раскопках в Киеве, Новгороде и ряде других центров.

Найденные мелкие бусы, напоминающие бисер разнообразной цветовой гаммы вполне могли быть местного производства, об этом свидетельствуют раскопки мастерских по производству стекла с остатками сырья, полуфабрикатов, различных поделок, в том числе и бус.

Презентация «Волшебная страна бисера»

1 слайд

Презентация: Страна бисероплетения Выполнили: учащиеся объединения «бисероплетение».

2 слайд

Как развивалось бисероплетение? Чтобы ответить на этот вопрос мы совершили путешествие в прошлое.

3 слайд

Как любая страна имеет свою историю, так и бисер имеет ее. Искусство бисероплетения известно человеку с древних времен. История бисероплетения и производства бисера также интересна, как и украшения из самого бисера.

4 слайд

Мы вернулись в далекие времена. И увидели, что первоначально бисер выглядел не совсем привычно для современного человека: в роли бисерин и бусин выступали мелкие раковины, зубы, зернышки, мелкие кости, которые в руках мастера превращались в оригинальные украшения.

5 слайд

Путешествуя дальше мы узнали, что в Северной Африке (примерно 6000 лет назад) финикийские купцы изобрели чудесные прозрачные слитки, которые были тверды как камень, горели на солнце и были чисты и прозрачны как вода. Это было первое стекло.

6 слайд

Древние египтяне, научились делать стекло 4000 лет назад, и стали применять его в качестве украшений. Разноцветными блестящими шариками они украшали одежду, шею, руки и ноги. Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов. В начале бусинки нанизывали на конский волос, затем на травинки, а позднее на нитки. Так постепенно зарождалось бисероплетение.

7 слайд

Далее мы узнали, что на протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Красивый и прочный материал использовался при оформлении интерьеров, для отделки народных костюмов и предметов культового назначения, его можно было увидеть в дворцовых залах, в помещичьих усадьбах, деревенских избах.

8 слайд

Со временем конкуренцию венецианскому стеклу стали составлять египетские стекольщики, появился финикийский, датский, голландский бисер. Развивались виды и формы бисера, возникали новые секреты производства, изделия из бисера получали популярность. Производство бисера перешло на промышленную основу.

9 слайд

В 18 веке бисерное искусство становится очень популярным и в России. Бисером расшивают одежду, головные уборы, обувь, делают украшения.

10 слайд

Сейчас бисер нашел широкое применение у модельеров в отделке женской одежды, интерес к бисеру вновь захлестнул весь мир. Бисероплетение стало одним из видов творчества.

11 слайд

Вывод: Человек всегда стремится быть красивым. Следуя народным традициям, многие мастера нашей страны создают множество украшений новых форм, узоров, расцветок. Они являются прекрасным дополнением к современной одежде: ажурные, похожие на кружева, сетки узких и широких воротников; всевозможные шейные цепочки, крученые шнуры и многие другие. Можно сделать поясок к платью, бретели к сарафану, браслет и сережки, налобные повязки и многое другое. Это достойные подарки и вдвойне приятные, потому что выполнены своими руками.

12 слайд

Использованная литература: .Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера.- М.,1993. Бондарева Н.А. Рукоделие из бисера.-Ростов-на-Дону,2000 Бисерное рукоделие. Ред.-сост. О.Г. Жукова.- М.: Знание, 1998г. .Романова Л. А. Магия бисера Интернет-ресурсы.

  • История бисера
ЛЕГЕНДА
  • Финикийские торговцы, прибывшие из Африки и перевозящие соду, на ночь подошли к берегу, чтобы переночевать и приготовить ужин. А так как камней на местности не оказалось, купцы были вынуждены выложить очаг кусками соды. Утром они нашли удивительный материал, прозрачный, как лед, но твердый, как камень, это было стекло.
ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ –БИСЕР?
  • Бисер – это мелкие круглые или граненые шарики из стекла (фарфора, металла, пластмассы или кости) со сквозными отверстиями для низания.
ВИДЫ БИСЕРА
  • Круглый бисер;
  • Каплеобразный;
  • Богемский;
  • Стеклярус ;
  • Рубка;
  • Стразы;
  • Блёстки
СПОСОБЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ
  • Цепочки;
  • Цепочки с дополнительными рядами;
  • Ажурные сетки;
  • Мозаика;
  • Спирали и листики;
  • Крылья;
  • Блочный способ;
  • Объемные шнуры (жгуты)
ИСТОРИЯ БИСЕРНЫХ УКРАШЕНИЙ ИЗ ЕГИПТА – В ЕВРОПУ
  • Родиной бисера принято считать Древний Египет, где на протяжении многих столетий из непрозрачного стекла изготавливали искусственные бусинки. По-арабски они
  • назывались «бусра» (в множественном числе «бусер»), откуда и пошло его нынешнее название.
ИЗ ВИЗАНТИИ – В ВЕНЕЦИЮ
  • В Венеции стеклянное художество поселилось на целые столетия, не зная соперников! Венецианский бисер наводнил собою весь мир, принося колоссальные богатства Венецианской республике.
БИСЕР В ГЕРМАНИИ И ЧЕХИИ
  • Стеклянное производство издавна существовало и в Богемии (нынешняя Чехия). Технология изготовления стекла была заимствована из соседних государств, но его исключительная прозрачность, чистота и прочность принесли чешским мастерам славу.
БИСЕР В АМЕРИКЕ, АФРИКЕ, ОКЕАНИИ
  • Если мы бросим взгляд на страны внеевропейские, то найдём бисерные работы и у туземцев Америки, и Африки, и Океании. Чествовали бисер и народы майя, и ацтеки, и инки.
В Африке, в жаркой зоне, где почти нет одежды, например в Камеруне, у племён Замбези и Зулу, украшается бисером священная и обрядовая утварь: магические сосуды знахарей и лекарей, головные уборы для танцев, волшебные жезлы, фантастические троны на слоновьих ногах…
  • В Африке, в жаркой зоне, где почти нет одежды, например в Камеруне, у племён Замбези и Зулу, украшается бисером священная и обрядовая утварь: магические сосуды знахарей и лекарей, головные уборы для танцев, волшебные жезлы, фантастические троны на слоновьих ногах…
  • ИСТОРИЯ БИСЕРНОГО ИСКУССТВА НА РУСИ
  • С давних времен стеклоделие было известно и на территории Древней Руси. Большое количество стеклянных поделок и бус IX-XIII веков найдено при раскопках в Киеве, Новгороде, Чернигове, Старой Ладоге и ряде других центров.
  • Поэтому М.В.Ломоносов, владевший техникой изготовления смальты – цветного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил открыть фабрику по изготовлению бисера. Фабрика была организована в 1754году в Усть–Рудице. В 1765 году после смерти Ломоносова, фабрика была закрыта.
  • Основными поставщиками бисера были Венеция, Германия, Чехия. Закупки бисера постоянно росли.
БИСЕР И СТЕКЛЯРУС В XVIII ВЕКЕ
  • С XVIII века начинается расцвет бисерного искусства на Руси. Красивый и прочный материал пользовался успехом при оформлении интерьеров, привлекался для отделки дворцовых залов, украшал быт помещичьих усадеб, употреблялся в народных костюмах и предметах культового назначения.
  • В конце XVIII - XIX в. увлечение бисерными ремеслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России.
Изделия, выполненные светскими дамами, поистине великолепны. Но не меньшее впечатление производят бусы и подвески, ожерелья и воротники крестьянок.
  • Изделия, выполненные светскими дамами, поистине великолепны. Но не меньшее впечатление производят бусы и подвески, ожерелья и воротники крестьянок.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИСЕРА И СТЕКЛЯРУСА В ПРЕДМЕТАХ ЦЕРКОВНОГО УБРАНСТВА
  • Самостоятельную группу составляют оформленные бисером и стеклярусом предметы церковного культа. Это оклады икон, иконы и образки, ленты, на которые подвешивали лампады, бисерные чётки.
БИСЕР В КОНЦЕ ХІХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
  • Последние три десятилетия ХІХ века бисер был предан забвению. Это время полного упадка бисера, как искусства.
  • В народе навыки рукоделья, вынесенные из былых веков, были утрачены. Бисерные художественные работы сохранились только в самой глубинке, где женщины ещё не утратили обычая самим украшать свою одежду, да кое-где в женских монастырях.
В советский период художественные изделия из бисера экспонировались на многочисленных выставках народного искусства. Эти украшения в разных уголках Советского Союза создавали народные мастера и рукодельницы..
  • В советский период художественные изделия из бисера экспонировались на многочисленных выставках народного искусства. Эти украшения в разных уголках Советского Союза создавали народные мастера и рукодельницы..
БИСЕР В ЧУВАШИИ
  • Удивительно, какие чудеса творили и творят из бисера золотые руки чувашских мастериц: величественные головные уборы, нагрудные украшения, повязки, амулеты, пояса и украшения…
ВЕЧНО ЖИВОЕ ИСКУССТВО
  • В конце XX – начале XXI веков интерес к бисеру вновь захлестнул весь мир.
  • Валентин Юдашкин сплошь покрывает платья роскошной бисерной вышивкой.
  • Жан-Поль Готье украшает бисером и бусинками сумочки.
  • Кристиан Лакруа создал из бусинок отдельные детали жакетов и брюк.
СОВРЕМЕННЫЙ БИСЕР
  • СОВРЕМЕННЫЙ БИСЕР
  • С каждым годом растет число поклонников данного рукоделия, с удовольствием отдающих значительную часть своего досуга этому, пришедшему к нам из глубины веков, виду искусства.
  • Самодельные вещи из бисера доставляют поистине эстетическое наслаждение не просто от сделанной своими руками вещи, но и от процесса плетения.
МОИ ИЗДЕЛИЯ И МОИ ПОДРУГИ БИСЕР-ЭТО ЦЕЛЫЙ МИР!

Тема: «Чудеса из бисера»

Цель : Познакомиться с историей бисера, и различными техниками работы с ним. Изучить понятие «монополия».

Развивать навыки ручного труда, зрительную память, внимание.

Сформировать приемы, закрепить особенности вышивки бисером по схеме.

Воспитывать чувство прекрасного.

Тип занятия : комбинированный, интегрированный с экономикой.

Методы : наглядно-иллюстративный, поисково-исследовательский, практический.


Подписи к слайдам:

Каждому народу достается в наследство творчество от предыдущих поколений, созданное руками. Все это копилось и сохранялось многие века для того, чтобы потом прорасти в позднем творчестве. Многие секреты старых мастеров, к сожалению, были утрачены, но те, что сохранились, и те, что дошли до нас, открывают дивный, неповторимый мир старинного искусства.

Из истории бисера…

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Находки археологов свидетельствуют об этом. Вышивальное искусство постоянно развивалось, но оно было распространено, в основном, среди женщин знатных семей и монахинь. Серебряными и золотыми нитями в сочетании с самоцветами и жемчугом вышивали богатую одежду царей и бояр, а также церковные облачения. Одежду эту шили из дорогих тканей, шелка и бархата. Это искусство ценилось и входило в круг образовательных наук и обязательных занятий женщин. Прилежание к рукоделиям почиталось за особую добродетель.

Бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, иногда обивка мебели и даже стены покрывались бисером. Вышитые бисером картины, ризы на иконах, шкатулки, кошельки, переплеты книг и даже подстаканники украшали дома богатых людей и помещичьи усадьбы. С XVIII века искусство вышивания проникает во все слои населения и становится основным занятием девушек – крестьянок. Принято было считать, что если жена рукодельница, то это – богатство семьи, залог добра, уюта и тепла в доме. Для крестьянской невесты слава хорошей рукодельницы и мастерицы было все равно, что второе приданое.

Легенда происхождения бисера

В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло». Эту легенду первым приводит античный историк Плиний Старший в I в., то есть относится она к периоду расцвета стеклоделия, которое переживал в это время Рим.

В 1275 году Сенат запретил вывоз сырья и осколков необработанного стекла - чтобы никто не мог определить состав. Стеклоделы были почитаемы и пользовались неслыханными привилегиями, но за разглашение секретов мастерства к их семьям могли просто подослать наемных убийц. Чтобы стеклоделы не уходили с рабочих мест, им была предоставлена невиданная доселе привилегия - их дочерей можно было выдавать за аристократов, и их внуки становились аристократами. Бежавших стеклоделов возвращали и жестоко наказывали. Часто было очень трудно отличить настоящий хрусталь от подделок, посему в 1445 г. был издан закон, предусматривающий строгое наказание за подделку для изготовителей и распространителей фальшивых украшений.

Монополия – это рыночная структура, при которой рынок обслуживается одним продавцом, реализующим товар при полном отсутствии близких заменителей.

Значительные прибыли Венецианской республики, являвшейся монополистом в стеклоделии, вызывали зависть у жителей соседних государств, которые пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить монополию в торговле стеклом, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья, необработанного стекла и даже его осколков. Сделано это было для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Жестокое наказание ждало мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, их объявляли государственными изменниками, брали в заложники родственников, добиваясь возвращения беглецов, убивали. Но правительство Венецианской республики стремилось удержать стеклоделов не только силой. Им давалась исключительная привилегия: дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Мало того, власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано. А ведь стеклоделы, помимо своей основной профессии, не брезговали и грабежами.

Главным, наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды - обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса. До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у нее появились опасные конкуренты. Мастера Богемии разработали технологию получения так называемого лесного стекла, заменив соду древесной золой (поташем). По своим физическим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского. Поташ придавал ему тугоплавкость и великолепные оптические свойства. Но из-за высокой температуры плавления работать с ним было труднее: богемское стекло, в отличие от венецианского, не поддавалось обработке в нагретом состоянии, однако его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Помимо толстостенных стеклянных сосудов с глубокой огранкой, принесших славу богемским мастерам, гранились также бусины и бисер. Постепенно на мировом рынке богемский бисер потеснил венецианский.

Так, почти 6 тысяч лет тому возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии, со временем бусы становились все мельче и мельче. В конце XIX - начале XX в. к стеклянному бисеру обратились художники стиля модерн, например Тиффани и Эмиль Галле.

Виды бисера

По виду бисер делят на: простой, стеклярус и рубку.

Простой бисер

Стеклярус - модификация бисера, представляет вытянутые трубочки с отверстием для нанизывания.

Рубка - модификация бисера, представляет короткие трубочки с отверстием для нанизывания.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Бисер по оптическим свойствам делят на: прозрачный и непрозрачный.

Прозрачный бисер - бисер из прозрачного цветного стекла без покрытия.

Непрозрачный бисер (матовый) - бисер из непрозрачного стекла без покрытия, почти без блеска.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Бисер по эффектам блеска делят на: матовый (без блеска), с блеском, с перламутровым блеском, с бензиновым блеском, с металлическим блеском.

Бисер с блеском (радужный бисер) - с блестящим, прозрачным, слегка переливающимся покрытием.

Перламутровый бисер - чуть прозрачный бисер пастельных тонов со слегка блестящим белесым покрытием, напоминающим жемчуг.

Бензиновый бисер - бисер с блестящим, сильно переливающимся разными цветами покрытием, напоминающим разводы бензиновой пленки на воде.

Металлический бисер - стеклянный бисер с покрытием «под металл» разных цветов.

Существует специальная программа, с помощью которой можно превратить свои фотографии и любимые рисунки в схему для вышивки крестом. Ваши заветные мечты могут превратиться в реальность.

С программой «Pic 2 Pat» конвертировать Ваши собственные картинки в схемы для вышивания крестиком очень просто. Всего в три простых шага Вы сможете превратить картинку в прекрасную рассчитанную схему для вышивания. Впоследствии схему можно будет скачать на Ваш компьютер, откуда Вы сможете распечатать и использовать ее сразу же. Даже если Вы захотите распечатать схему позже - необходимости возвращаться на сайт не будет, потому что она будет находиться прямо у Вас под рукой на Вашем компьютере.

Pic 2 Pat делает Вашу жизнь проще, рассчитывая, какие цвета ниток потребуются Вам для Вашего изделия и даже посчитает количество рядов каждого цвета. Таким образом, Вы сможете начать создавать свое изделие практически сразу же.

Трудно ли научиться вышивать? Как и любое дело, вышивка бисером требует внимания и аккуратности, а, главное, - желания. Если все это есть, то вышивать не трудно. Вышивка – это творческий процесс. Не бойтесь первых неудач, не думайте, что если у вас с самого начала не получилось задуманное, то вы не способны достичь мастерства. Приступайте смелее, только не забудьте настроить душу на радость и творите! И надеемся, что история развития вышивки бисером вам в этом поможет. Как говорят в народе: «Рукам работа – душе праздник».